Стратегии многообразия в немецких школах и университетах (на примере школы и университета земли Бремен)

Стратегии многообразия в немецких школах и университетах (на примере школы и университета земли Бремен)

tempusВ начале октября 2014 г. в составе группы из числа российских, украинских и белорусских преподавателей в рамках выполнения проекта Темпус-4 нами был изучен опыт организации инклюзивной среды в немецкой школе KoblenzerStrasseи университете г. Бремен.

Школа KoblenzerStrasse (рис. 1) расположена не в самом благополучном районе г. Бремена – OsterholzTenever. Родители многих школьников являются безработными и живут на социальное пособие, часть школьников воспитывается в неполных семьях.

25-11-11

Рисунок 1 – Oberschule Koblenzer Strasse,
г. Бремен, 2014, собственное фото

Отличительной особенностью школы является интернациональный состав обучающихся: в настоящее время образование получают около 470 школьников 44 национальностей. Учебный процесс обеспечивают 50 педагогов, менеджмент школы осуществляет директор и два заместителя, один из которых отвечает за организацию педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренными. Учебники для осуществления образовательного процесса выбираются не произвольно, но преподаватель имеет право комбинировать различные учебные материалы. Обучение проводится с 5 по 10 классы, причем в параллели обычно 4 класса. По словам директора школы госпожи Фредерики Штайнхаус, средняя наполняемость класса составляет около 23 учеников. Из числа педагогов назначается координатор параллели, кроме него в совет  параллели входят классные руководители (причем иногда класс, помимо основного классного руководителя, может иметь еще и соруководителя). Учителя-предметники, входящие в состав параллели, разрабатывают материалы для контрольных срезов. Одновременно с внутренним контролем деятельность школы контролируется со стороны внешних служб; для этого выбирается класс и предмет для тестирования. Администрация школы заранее не оповещается  о том, когда, в каком классе и по какому предмету будет проходить срез знаний. 

Интерес для изучения представляет опыт организации повышения квалификации педагогов: курсы являются обязательными и проводятся 2 раза в год в течение двух дней. Повышение квалификации педагогов рассматривается как важнейший инструмент для обеспечения качества инклюзивного образования. Структура типичного курса включает научный доклад профессора и мастерскую по усвоению новых идей. По итогам работы курсов в школе создается инициативная группа, основной задачей которой является внедрение научных разработок в практику. Стимулирует этот процесс тот факт, что немецкие школы находятся в состоянии конкурентной борьбы за школьника, поскольку от численности обучающихся напрямую зависит бюджет школы. В этой связи каждой школе необходимо показать свои положительные стороны по сравнению с другими учебными заведениями. Еще одной отличительной особенностью школы Koblenzer Strasse является тесное сотрудничество с различными факультетами Бременского университета.  Кроме того, на протяжении трех последних лет налажено сотрудничество с протестантской церковью. Священники рассказывают о жизни и смерти и других экзистенциальных вопросах, волнующих школьников.

В школе принята концепция поддержки одаренности в мультикультурном городском квартале. Концепция исходит из того, что  учреждение образования посещают весьма разные дети: они не только по-разному одеты, имеют различный цвет кожи, пол, различное вероисповедание и другие особенности. Часть из них происходит из семей с невысоким культурным уровнем, некоторые недостаточно хорошо владеют немецким языком. Кстати, мальчики изначально рассматриваются как группа, требующая особой педагогической поддержки. Тем не менее, около 2,3% детей в данной школе отнесены к высокоодаренным. Выявление одаренности проходит путем длительных наблюдений и различного рода исследований. Перед школьниками ставится главный вопрос: что я умею хорошо делать? Ребенку предоставляется возможность практически самостоятельно (с минимальным участием педагогов) выбрать то, что ему действительно нравится, и в дальнейшем развивать свои способности в этом направлении. Для всестороннего раскрытия творческого потенциала обучающихся школа обеспечивает дополнительные занятия, в том числе занятия по интересам (кружки), во второй половине учебного дня. Как отметила госпожа Штайнхаус, установлена зависимость между занятиями школьников во второй половине дня и их успеваемостью. Необходимо отметить, что дополнительные занятия проводятся для школьников бесплатно (оплата такой деятельности осуществляется из различных фондов). Для выбора школьником занятий по интересам выделяется презентационный день, когда обучающимся рассказывают о возможностях школы. После этого школьникам предоставляется время для осмысления полученной информации. Для кружковой деятельности ежегодно организуются 6 мастерских: СМИ, архитектура, музыка, танцы, печатная графика, мода. Руководит каждой мастерской тандем в составе школьного учителя и внешнего руководителя, которого подбирает школа. Причем внешний руководитель должен быть специалистом в своей области (например, журналист, архитектор и т.д.). В конце года мастерские подводят итоги своей работы в форме недели проектов под названием «Культура делает школу». В школе организованы реально действующие школьные фирмы (кинофирма, биологическая и др.)  со своей школьной бухгалтерией, киоском, производством и другими атрибутами. Организационное сопровождение фирмы осуществляют сотрудники из настоящих фирм. Школьникам, задействованным в производстве, выплачивается заработная плата. Работа в школьной фирме носит реальный характер и решает несколько задач: обучение основам предпринимательства, профориентация, получение прибыли.

Наша группа присутствовала на уроке математики в 5 классе (рис. 2). 

25-11-12

Рисунок 2 – На уроке математики в 5 классе Oberschule Koblenzer,
г. Бремен, 2014, собственное фото

Необычным был факт, что занятие проводили два педагога: предметник – преподаватель математики и педагог, обеспечивающий поддержку школьников с особыми потребностями (рис. 3). Причем на дополнительную поддержку могут рассчитывать обучающиеся, имеющие физические или психические отклонения, а также дети-аутисты. Чтобы окружающие школьники не приклеили «ярлык» такому ребенку, дополнительный педагог, уделяя внимание всем детям, основную работу проводит с перечисленными категориями. По оценке директора школы Ф. Штайнхаус, система дополнительного ассистирования работает, хотя и  недостаточно финансируется. 

25-11-13

Рисунок 3 – Работа дополнительного педагога на уроке математики
в 5 классе Oberschule Koblenzer, г. Бремен, 2014, собственное фото

Университет г. Бремена по своему составу является интернациональным и весьма успешным в области инклюзивного образования. Всего в университете обучается 19000 студентов, около 18% которых выходцы из семей-мигрантов, 50% студентов происходят из семей, в которых родители не имеют высшего образования, около 11% имеют ограниченные возможности здоровья (по белорусской терминологии – ОПФР). Для 13% студентов немецкий язык не является родным. Как отметила проректор университета, профессор госпожа Ж. Караказоглу, до сих пор в ФРГ встречаются случаи нетерпимости к иностранным студентам. В этой связи на совете ректоров различных ВУЗов (конференции) принято решение, обязывающее университеты заботиться об иностранных студентах. С другой стороны, в университете действует кодекс поведения иностранных студентов, облегчающий их адаптацию к немецкому обществу. Кроме того, в университете разработан и реализуется план по поддержке студентов с ограниченными возможностями здоровья. Зачисление в университет осуществляется на основании среднего балла аттестата. Многообразие университета рассматривается не только как его визитная карточка, но и как потенциал для дальнейшего развития (демографические изменения затронули не только восточноевропейские, но и западные страны). Несмотря на большой приток мигрантов, ощущается дефицит высококвалифицированных специалистов. Отсюда стремление привлечь в университет талантливую молодежь из числа семей-мигрантов, семей, в которых родители не имеют высшего образования, детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти группы рассматриваются, с одной стороны, как группы, требующие особой поддержки, с другой стороны, в качестве потенциального источника развития.

В настоящее время в университете реализуется несколько различных проектов в области инклюзивного образования, направленных на поддержку различных групп обучающихся.

Проект «Мужчина, стань учителем». Руководство данным проектом осуществляет доктор наук Кристофер Фантини. Концепция проекта исходит из того, что во многих странах, в том числе в ФРГ, происходит постепенная феминизация системы образования. По данным, представленным доктором К. Фантини, если в 60-ые годы XX столетия в ФРГ мужчины-учителя составляли около 60%, то в 90-ые этот показатель снизился до 40%, а в 2012 г. в г. Бремен составил всего 12%. Причем в дошкольном образовании мужчин-педагогов еще меньше – лишь около 3%. Это означает, что в первые годы обучения дети встречаются практически только с женщинами. Следует отметить, что не существует данных, подтверждающих более успешное освоение учебных предметов мальчиками при преподавании им учителями-мужчинами. Однако, доказано, что оценка самосознания у мальчиков возрастает, если педагогом является мужчина. Содержание проекта направлено на подбор и работу со школьниками и студентами мужского пола с целью их дальнейшего привлечения к преподавательскому труду.

Проект «Поддержка школьников и студентов с миграционным прошлым». Руководителем проекта является Катя Багински (рис. 4); всего участие в проекте принимают три сотрудника университета и около 40-60 студентов различных специальностей (биологи, юристы и др.).  

25-11-14

Рисунок 4 – Катя Багински рассказывает о проекте
г. Бремен, 2014, собственное фото

Главной целью проекта является повышение образовательных шансов для молодежи с миграционным прошлым. Достижение поставленной задачи осуществляется в различных формах. В первую очередь, специалистами, задействованными в проекте, проводится консультирование, направленное на преодоление проблем у школьников и студентов с миграционным прошлым. Причем часть таких школьников и студентов пытаются привлечь в педагогическую профессию. Кроме того, для желающих два раза в неделю на базе университета организуются дополнительные бесплатные занятия по различным предметам (например, немецкому языку). С этой целью разработаны специальные образовательные модули. В настоящее время около 230 школьников приезжают в университет на такие курсы. Место проведения дополнительных занятий – университет – выбрано осознанно, поскольку считается, что в стенах университета у молодых людей повышается мотивация к учебе. Кроме того, студенту легче найти контакт со школьниками, поскольку возрастная и социальная дистанция между ними минимальна. Эффективность такой помощи оценивается по результату: если школьник вначале получал одну отметку, а после дополнительных занятий увеличил ее на 1-2 балла, то работа была проведена качественно. Следующим шагом является профессиональное консультирование школьника при выборе профессии. В перспективе такие ребята получат образование, останутся работать в Бремене и будут платить налоги.

 

Проректор по учебной работе                                            Н.А. Лебедев 

Дополнительная информация