КАТАЛОГ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

«ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

(2 кредита, 72 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является дисциплиной государственного компонента цикла дисциплин специальной подготовки в образовательной стандарте II ступени по специальности «Теория и методика  физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

 

Цель, компетенции

Цель: обеспечение на базе высшего педагогического образования углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта, владеющих современными информационными технологиями, способных и готовых к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической, физкультурно-просветительской деятельности.

Задачи: формирование современного менталитета будущих специалистов сферы физической культуры и спорта с учетом процессов становления конкурентной рыночной экономики в Беларуси; систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных профессиональных задач; овладение теоретико-методическими знаниями, практическими умениями и навыками по анализу и использованию в своей профессиональной деятельности инновационных подходов в физическом воспитании; развитие способности рефлексировать явления педагогической действительности, осуществляя при этом диагностику собственно педагогической деятельности; формирование аналитических способностей.

Компетенции:

АК- 2. Способность к самостоятельной научно – исследовательской деятельности, готовность генерировать и использовать новые идеи в сфере образования, спорта, оздоровления, организации отдыха и развлечения средствами  физической культуры.

АК-3.Способность к постоянному самообразованию.

СЛК-3.Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

СЛК -5. Использовать в практической деятельности основы законодательства и требования нормативных документов в сфере образования, спорта, оздоровления, организации отдыха и развлечения средствами  физической культуры.

СЛК-6.Логично строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

СЛК- 7. Работать в команде, руководить и подчиняться, создавая позитивный психологический климат в коллективе.

СЛК-8. Уважительно и бережно относиться к историческому на ледию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

СЛК -9.Проявлять инициативу и креативность, в том числе и нестандартных ситуациях.

ПК-1. Квалифицированно проводить научные исследования в области физической культуры, спорта и туризма.

ПК-2. Анализировать и проектировать на современном уровне образовательный процесс, научно – исследовательскую, организационно – управленческую, спортивную, физкультурно – оздоровительную  деятельность.

ПК-3. Разрабатывать, осваивать и внедрять инновационные технологии в сфере физической культуры, спорта и туризма.

ПК-4. Осуществлять планирование, организацию, контроль и корректировку образовательного процесса; научно – исследовательской, организационно – управленческой, спортивную, физкультурно – оздоровительной деятельности.

ПК-6. Разрабатывать и осваивать инновационные методики спортивной тренировки.

ПК-11.Разрабатывать и использовать современное учебно – методическое обеспечение.

ПК-15. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов.

 

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 72 часа, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций и 14 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы

и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

Методы: проблемное обучение (проблемное изложение, частично - поисковый и исследовательский методы); коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения; игровые технологии, в рамках которых магистранты участвуют в деловых, ролевых, имитационных и других играх; технологии учебно-исследовательской деятельности; проектные технологии; метод кейсов (анализ ситуации).

 

Формы: лекции, практические занятия.

1.

2.

       

ОСНОВЫ АТЛЕТИЗМА

(количество зачетных единиц- 2, количество часов-54)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основным циклом дисциплин (компонент учреждения высшего образования)

Цель, задачи, компетенции

Целью преподавания дисциплины на факультете физической культуры является формирование у студентов системы специальных знаний, умений и навыков по использованию средств, методов и форм.

Задачи курса:

- усвоение студентами основ организации и ведения физкультурно-оздоровительной работы с лицами разного пола, возраста и разным уровнем подготовленности;

- овладение основами техники способов и приемов;

- формирование умений и навыков оборудования и подготовки инвентаря, организации учебно-тренировочных занятий, навыки обучения.

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 54часов, из них в форме лекций – 6 часа, практических занятий – 28 часа. Итоговая форма контроля – зачет.

 

 

Методы и формы организации учебного процесса подготовки:

1. Равномерный метод

2. Переменный метод

3. Повторный метод

4. Интервальный метод

5. Соревновательный метод

6. Контрольный метод

Формы контроля - зачет

       

СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

(количество зачетных единиц- 2, количество часов-54)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основным циклом дисциплин (компонент учреждения высшего образования)

Цель, задачи, компетенции

Целью преподавания дисциплины на факультете физической культуры является формирование у студентов системы специальных знаний, умений и навыков по использованию средств, методов и форм спортивных единоборств.

Задачи курса:

- усвоение студентами основ организации и ведения физкультурно-оздоровительной работы с лицами разного пола, возраста и разным уровнем подготовленности;

- овладение основами техники способов и приемов борьбы;

- формирование умений и навыков оборудования и подготовки инвентаря, организации учебно-тренировочных занятий, навыки обучения способам борьбы.

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 54часов, из них в форме лекций – 6 часа, практических занятий – 28 часа. Итоговая форма контроля – зачет.

 

 

Методы и формы организации учебного процесса подготовки:

1. Равномерный метод

2. Переменный метод

3. Повторный метод

4. Интервальный метод

5. Соревновательный метод

6. Контрольный метод

Формы контроля - зачет

       

ЛЫЖНЫЙ СПОРТ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

(количество зачетных единиц- 3.5, количество часов-146)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основным циклом дисциплин (компонент учреждения высшего образования)

Цель, задачи, компетенции

Целью преподавания дисциплины на факультете физической культуры является формирование у студентов системы специальных знаний, умений и навыков по использованию средств, методов и форм лыжного спорта и методики преподавания.

Задачи курса:

- усвоение студентами основ организации и ведения физкультурно-оздоровительной работы с лицами разного пола, возраста и разным уровнем подготовленности;

- овладение основами техники способов передвижения на лыжах и элементов горной техники;

- формирование умений и навыков оборудования и подготовки лыжного инвентаря, организации учебно-тренировочных занятий, навыки обучения способам передвижения на лыжах.

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 146 часов, из них в форме лекций – 4 часа, практических занятий – 32 часа. Итоговая форма контроля – экзамен.

Лекционный курс предусматривает последовательное изложение учебного программного материала, рассмотрение его основных вопросов и наиболее сложных разделов. Практические занятия предусматривают формирование и закрепление педагогических умений и навыков в составлении, организации и проведении комплексов в зависимости от пола и возраста человека.

Отличительными особенностями являются: обновленное содержание, акцентуация на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий. Для изучения дисциплины «Лыжный спорт и методика преподавания» необходимы знания по анатомии, биомеханики, физиологии.

Методы и формы организации учебного процесса подготовки:

1. Равномерный метод

2. Переменный метод

3. Повторный метод

4. Интервальный метод

5. Соревновательный метод

6. Контрольный метод

Формы контроля - экзамен

       

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является компонентом  УВО в образовательной программе I ступени по специальности «Физическая культура»

Цель, задачи, компетенции

Цель: овладение студентами основами правовых знаний в области физической культуры и спорта; формирование социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности.

Задачи: формирование целостного представления о новых тенденциях в разработке текущего законодательства в соответствии со стратегией развития отрасли физической культуры и спорта; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний в области права; овладение теоретико-методологическими знаниями, практическими умениями и навыками по анализу и использованию в своей профессиональной деятельности правовых подходов в физическом воспитании; формирование репродуктивных и творческих способов деятельности (учебной и педагогической), общепедагогических умений (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, рефлексивных), способствующих становлению индивидуального стиля учителя-мастера, тренера; становление будущего учителя, тренера на основе формирования у него потребности в профессиональном и личностном саморазвитии.

Компетенции:

академические компетенции

-                      АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

-                      АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

-                      АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

-                      АК-4. Уметь работать самостоятельно.

-                      АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

-                      АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

-                      АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

-                      АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

-                      АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

-                      Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

-                      СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

-                      СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

-                      СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

-                      СЛК-6. Уметь работать в команде.

-                      СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен:

Образовательная деятельность

ПК-3. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности,

ПК-4. Формировать в процессе физического воспитания у занимающихся систему научных знаний, двигательных умений, навыков и готовность к их использованию в различных сферах человеческой деятельности.

Научно-методическая деятельность

ПК-7. Планировать, организовывать, контролировать и корректировать процесс физического воспитания.

Педагогическая деятельность

ПК-13. Разрабатывать проекты и оснащать места проведения занятий специальным оборудованием и инвентарем, использовать различные средства обучения и развития.

Спортивно-тренировочная деятельность:

ПК-15. Дифференцировать и индивидуализировать спортивную подготовку.

ПК-16. Осуществлять физическую, техническую, тактическую, психологическую спортивную подготовку.

ПК-17. Организовывать и проводить спортивный отбор.

Проектно-аналитическая деятельность

ПК-30. Системно представлять предметную область профессиональной деятельности и перспективы ее развития.

Научно-исследовательская деятельность

-        ПК-32. Использовать в процессе научных исследований в области физической культуры и спорта знания смежных дисциплин.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

-        ПК-35. Нормировать и контролировать физическую нагрузку.

-        ПК-38. Обеспечивать безопасное проведение занятий физическими упражнениями.

Коррекционная деятельность

-          ПК-41. Проводить подбор средств и методов физической культуры для восстановления здоровья и работоспособности у лиц с различными заболеваниями и разным уровнем функционального состояния, физической подготовленности

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 54 часа, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций и 14 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы: проблемное обучение (проблемное изложение, частично поисковый и исследовательский методы); коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения; игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных и других играх; технологии учебно-исследовательской деятельности;проектные технологии;метод кейсов (анализ ситуации).

Активные методы обучения предполагают деловое сотрудничество, взаимодействие, обмен информацией, более глубокое усвоение материала, понимание сущности изучаемых правовых явлений, и как результат – получение соответствующих знаний, умений и навыков, формирование компетенций.

 

Формы контроля и оценки

зачет

       

ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 (2зачетных единиц, 72часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является компонентом УВО (дисциплина по выбору студента) в образовательной программе I ступени по специальности «Физическая культура»

Цель, задачи, компетенции

Цель: овладение студентами теоретических основ в области педагогики физической культуры: современными концепциями, принципами, понятиями и методами; формирование целостного представления о педагогическом аспекте профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта.

Задачи:  усвоение студентами ведущих педагогических идей, понятий, фактов закономерностей, концепций в сфере физической культуры и спорта; теоретическое осмысление ими способов проектирования и организации педагогического процесса; вариативное оперирование педагогическими технологиями в физкультурно-образовательной практике; овладение системой практических проектировочных умений и навыков  по разработке педагогических проектов в различных областях  деятельности учителя физической культуры, тренера; формирование знаний и практических умений, навыков в области организации и осуществлении воспитательной работы в физкультурно-спортивных организациях.

Компетенции:

АК–2. Спортивная педагогика как новая отрасль педагогической науки.

АК–3. . Педагогика спорта в системе научного знания.

АК–4. Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту.

АК–5. Инновации в сфере физической культуры и спорта.

СЛК–1. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК–2. Обладать способностью к межличностной коммуникации.

ПК–1. Организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.

ПК–2.  Использовать современные методы прогнозирования, организации, учета и контроля процесса физического воспитания физкультурно-оздоровительной работы и спортивной тренировки.

ПК–3. Ставить цели и формировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций.

ПК–4. Строить и использовать модели для описания
и прогнозирования различных явлений профессиональной деятельности, осуществлять их качественный и количественный анализ.

ПК–5. Знать закономерности систематизации результатов педагогических наблюдений и измерений.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 72 часа, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций и 14 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

 

Содержание (краткое описание) дисциплины

(модуля)

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Методы и формы организации учебного процесса

Методы: проблемное обучение (проблемное изложение, частично поисковый и исследовательский методы); коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения; игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных и других играх; технологии учебно-исследовательской деятельности;проектные технологии;метод кейсов (анализ ситуации).

 

Формы: лекция, семинарское занятие.

 

Формы контроля и оценки - зачет

       

СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

(количество зачетных единиц – 16.5, количество часов -610)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является циклом специальных дисциплин (государственный компонент)

Цель, задачи, компетенции

Цель преподавания дисциплины – изучение вопросов теории и методики обучения спортивным и подвижным играм, овладение техническими приемами и тактическими действиями, приобретение необходимых навыков и умений для самостоятельной работы с различным контингентом занимающихся.

         Задачи изучения дисциплины:

  • развитие специальных физических качеств, двигательных способностей;
  • формирование общих представлений;
  • обучение техническим навыкам игры;
  • обучение тактическим действиям;
  • обучение навыкам судейства и организации соревнований;
  • обеспечение знаний и профессионально-педагогических умений, навыков необходимых для преподавания спортивных игр.

Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен:

Образовательная деятельность

ПК-3. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности,

ПК-4. Формировать в процессе физического воспитания у занимающихся систему научных знаний, двигательных умений, навыков и готовность к их использованию в различных сферах человеческой деятельности.

Научно-методическая деятельность

ПК-7. Планировать, организовывать, контролировать и корректировать процесс физического воспитания.

Педагогическая деятельность

ПК-13. Разрабатывать проекты и оснащать места проведения занятий специальным оборудованием и инвентарем, использовать различные средства обучения и развития.

Спортивно-тренировочная деятельность:

ПК-15. Дифференцировать и индивидуализировать спортивную подготовку.

ПК-16. Осуществлять физическую, техническую, тактическую, психологическую спортивную подготовку.

ПК-17. Организовывать и проводить спортивный отбор.

Проектно-аналитическая деятельность

ПК-30. Системно представлять предметную область профессиональной деятельности и перспективы ее развития.

Научно-исследовательская деятельность

ПК-32. Использовать в процессе научных исследований в области физической культуры и спорта знания смежных дисциплин.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

ПК-35. Нормировать и контролировать физическую нагрузку.

ПК-38. Обеспечивать безопасное проведение занятий физическими упражнениями.

Коррекционная деятельность

ПК-41. Проводить подбор средств и методов физической культуры для восстановления здоровья и работоспособности у лиц с различными заболеваниями и разным уровнем функционального состояния, физической подготовленности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 610 часов, из них 330 аудиторных: 40 часов лекций, 230 часов практических, 40 семинарских занятий, 20 часов управляемая самостоятельная работа студентов; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

На  лекциях студентам сообщаются основные сведения по истории, теории и методике спортивных и подвижных игр.     

На практических занятиях выполняются подготовительные, подводящие и специальные упражнения, осваиваются необходимые технико-тактические навыки, умения судейства соревнований.

На семинарских занятиях ведется работа по овладению методикой обучения техническим элементам игр, методике проведения занятий и соревнований.

Занятия по спортивным и подвижным играм рекомендуется проводить в форме комплексного решения задач (сочетание теоретических и практических вопросов  обучения).

Самостоятельная работа студентов включает изучение рекомендованной литературы, индивидуальное спортивное совершенствование, составление комплексов упражнений, игровых карточек, планов-конспектов уроков.

Учет успеваемости ведется на семинарских занятиях, на практических занятиях в форме приема практических нормативов, так и в форме зачетов,  установленных учебным планом.

Зачет выставляется за практическое овладение основами техники спортивных и подвижных игр и теоретическими знаниями по дисциплине.

Методы обучения. Процесс обучения предполагает использование общепедагогических методов, методов теории и методики физического воспитания, а также частных методов, используемых в теории и практике спортивных игр.

Система знаний, получаемых студентами в ходе изучения дисциплины, занимает центральное место в формировании профессионального мировоззрения и компентентности современного специалиста в области физической культуры и спорта. Технологии обучения в рамках дисциплины «Спортивные и подвижные игры и методика преподавания» основаны на использовании современных педагогических концепций как фактора повышения эффективности преподавания. Исходя из требований компентентностного подхода в преподавании дисциплины наиболее эффективными являются: игровые технологии, технологии проблемного, проблемно-деятельностного обучения. В качестве активных методов обучения используются анализ реальных ситуаций и решение профессиональных ситуационных задач.

Использование комплекса технологий, активных методов и форм обучения обеспечивает оптимальное сочетание личностно - и практикоориентированных подходов.

Формы организации учебного процесса – лекции, практические занятия.

Формы контроля и оценки – зачеты (3), экзамены (2)

       

 

СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

«Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)»

(количество зачетных единиц - 11, количество часов -408)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основным циклом дисциплин (компонент учреждения высшего образования)

 

Цель, задачи, компетенции

Основные цели изучения дисциплины:

  • содействие формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта на предметной основе той или иной спортивной игры;
  • интеграция и систематизация знаний студентов в рамках единой методологической концепции;
  • создание предпосылок для эффективного применения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности преподавателей физической культуры.

Задачи изучения дисциплины:

  • освоить методологические основы теории спортивных игр;
  •  изучить общие основы методики обучения основным технико-тактическим действиям баскетбола, волейбола, гандбола, футбола;
  • изучить общие основы теории и методики построения и проведения занятий по спортивным играм;
  • обеспечить теоретическую, методическую и психологическую готовность студентов к работе в качестве преподавателя физической культуры.

 

Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Уметь работать в команде.

СЛК-3. Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности.

СЛК-4. Пользоваться одним из государственных языков Республики Беларусь и иным иностранным языком как средством общения.

СЛК-5. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

СЛК-6. Уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм.

СЛК-7. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

СЛК-8. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен:

Образовательная деятельность:

- ПК-1. Формировать у занимающихся физическую культуру личности.

- ПК-2. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности,

- ПК-3. Формировать у занимающихся систему научных знаний, умений, навыков и готовность к их использованию в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и самосовершенствования.

Организационно-управленческая деятельность:

- ПК-4. Осуществлять планирование, организацию и контроль образовательного процесса, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

- ПК-5. Работать с научно-методической литературой, нормативными правовыми актами и другими документами.

- ПК-6. Анализировать и оценивать собранные данные.

- ПК-7 Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

- ПК-8. Вести переговоры с другими заинтересованными участниками.

- ПК-9. Готовить доклады и материалы к презентациям.

- ПК-10. Пользоваться глобальными информационными ресурсами, владеть современными средствами телекоммуникаций.

- ПК-11. Организовывать работу физкультурно-спортивных учреждений.

- ПК-12. Применять на практике современные управленческие технологии.

- ПК-13. Оптимизировать профессиональное взаимодействие в малой группе.

- ПК-14. Анализировать и проектировать образовательный процесс, организационно-управленческую, спортивную, учебную и физкультурно-оздоровительную деятельность.

- ПК-15. Системно представлять предметную область профессиональной деятельности и перспективы ее развития

Научно-исследовательская деятельность

- ПК-16. Квалифицированно проводить научные исследования в области физической культуры и спорта.

Спортивно-тренировочная деятельность:

- ПК-22. Организовывать и проводить спортивный отбор.

- ПК-23. Контролировать и анализировать соревновательную деятельность.

- ПК-24. Судить соревнования и готовить судей по виду спорта.

- ПК-25. Обеспечивать безопасность спортивной подготовки, осуществлять профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь.

- ПК-26. Выбирать и использовать эффективные средства восстановления после физических нагрузок и травм.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

- ПК-27. Осваивать и использовать современные методики физического воспитания.

- ПК-28. Формировать знания, двигательные умения и навыки.

- ПК-29. Нормировать и контролировать физическую нагрузку.

- ПК-30. Организовывать и проводить соревнования, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

- ПК-31. Обеспечивать безопасность занятий по физическому воспитанию.

- ПК-32. Осуществлять пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 408 часов, из них 226 аудиторных: 12 часов лекций и 214 часов практических; итоговая форма контроля – экзамен

На лекциях студентам сообщаются основные сведения по истории, теории и методике спортивных и подвижных игр.  

На практических занятиях выполняются подготовительные, подводящие и специальные упражнения, осваиваются необходимые технико-тактические навыки, умения судейства соревнований.

Занятия по спортивным и подвижным играм рекомендуется проводить в форме комплексного решения задач (сочетание теоретических и практических вопросов  обучения).

Зачет выставляется за практическое овладение основами техники спортивных и подвижных игр и теоретическими знаниями по дисциплине.

Методы обучения. Процесс обучения предполагает использование общепедагогических методов, методов теории и методики физического воспитания, а также частных методов, используемых в теории и практике спортивных игр.

Система знаний, получаемых студентами в ходе изучения дисциплины, занимает центральное место в формировании профессионального мировоззрения и компентентности современного специалиста в области физической культуры и спорта. Технологии обучения в рамках дисциплины «Спортивные и подвижные игры и методика преподавания» основаны на использовании современных педагогических концепций как фактора повышения эффективности преподавания. Исходя из требований компентентностного подхода в преподавании дисциплины наиболее эффективными являются: игровые технологии, технологии проблемного, проблемно-деятельностного обучения. В качестве активных методов обучения используются анализ реальных ситуаций и решение профессиональных ситуационных задач.

Использование комплекса технологий, активных методов и форм обучения обеспечивает оптимальное сочетание личностно - и практикоориентированных подходов.

Формы организации учебного процесса – лекции, практические занятия.

Формы контроля и оценки – зачеты (3), экзамен

       

Легкая атлетика и методика преподавания

(количество зачетных единиц – 15, количество часов -464)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является циклом специальных дисциплин (государственный компонент)

Цель, задачи, компетенции

Цель курса - подготовка специалиста, умеющего правильно организовать и методически грамотно проводить учебные и тренировочные занятия по легкой атлетике, как в учебное, так и во внеучебное время.

          Задачи изучения дисциплины:

- формирование общих представлений о легкой атлетике;

-ознакомление с техникой выполнения легкоатлетических упражнений;

- ознакомление с правильной организацией проведения учебных и тренировочных занятий с разными возрастными группами занимающихся.

Требования к академическим компетенциям специалиста:

АК-1 –уметь применять базовые научно – теоретические знания для решения практических и теоретических задач;

АК-2 – владеть системным и сравнительным анализом;

АК-3 – владеть исследовательскими навыками;

АК-4 – уметь работать самостоятельно;

АК-5 – обладать креативностью;

АК-6 – владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

АК-8  – обладать навыками устной и письменной коммуникации;

АК-9 – уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни);

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста:

СЛК-1 – обладать качеством гражданственности;

СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-4 – владеть навыками здоровьесбережения;

СЛК-6 – уметь работать в команде;

СЛК-9 – уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовые нормы;

СЛК-11– проявлять инициативу, в том числе и в нестандартных ситуациях);

Требования к профессиональным компетенциям специалиста:

         ПК-1 – формировать физическую культуру личности;

ПК-2 – формировать гуманистическое мировоззрение, нравственное сознание и нравственное поведение;

ПК-3 – воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности;

ПК-4 – формировать в процессе физического воспитания у занимающихся систему научных знаний, двигательных умений, навыков и готовность их использовать в различных сферах человеческой деятельности;

ПК-6 – работать с научно – методической литературой;

ПК-7 –  планировать, организовывать, корректировать процесс физического воспитания;

ПК-8 –  проводить и контролировать различные формы занятий физическими упражнениями;

ПК-13 – разрабатывать, проекты и оснащать места проведения занятий специальным оборудованием и инвентарем, использовать различные средства обучения и развития;

ПК-15 – дифференцировать индивидуальную, спортивную подготовку;

ПК-18 – контролировать и анализировать соревновательную деятельность;

ПК-19 – судить соревнования и готовить судей по виду спорта;

         ПК-20 – обеспечить безопасность спортивной подготовки, осуществлять профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь;

ПК-35 – нормировать и контролировать физическую нагрузку;

ПК-36 – организовывать и проводить соревнования, спортивно – массовые и физкультурно - оздоровительные мероприятия),

         ПК-38 –осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Общее количество часов по дисциплине – 464ч. Из них аудиторных – 250 ч.  Лекций – 34ч, практических – 176ч, семинарских – 40ч, итоговая форма контроля – экзамен.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

На     лекциях студенты изучают историю возникновения и развития легкой атлетики, структуру и построение учебного, учебно-тренировочного процесса с методикой изложения и изучения данной дисциплины. Основы техники видов легкой атлетики и методика обучения легкоатлетическим упражнениям.

На семинарских занятиях проверяются теоретические знания студентов, обсуждаются сообщения или доклады, подготовленные ими по заданию преподавателя, в которых дополняются, уточняются и углубляются вопросы разделов, изложенных на лекциях.

В процессе практических занятий, применяя знания, полученные на лекциях и семинарах, студенты овладевают базовыми движениями и двигательными действиями, составляющими основу техники различных легкоатлетических видов; осваивают методику их обучения; изучают различные средства и методы, применяемые при проведении школьного урока по легкой атлетике; сдают нормативы по спортивно-технической подготовленности.

Самостоятельная работа студентов включает в себя: изучение программного материала по различной учебно-методической литературе; подготовку к семинарским, практическим занятиям и активное участие в них; изучение правил соревнований и практическое судейство, написание конспекта и реферата.

Методы обучения. Процесс обучения предполагает использование общепедагогических методов, методов теории и методики физического воспитания, а также частных методов, используемых в теории и практике.

Система знаний, получаемых студентами в ходе изучения дисциплины, занимает центральное место в формировании профессионального мировоззрения и компентентности современного специалиста в области физической культуры и спорта.

Формы организации учебного процесса – лекции, практические занятия.

Формы контроля и оценки – зачеты, экзамен.

       

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

«Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)»

(количество зачетных единиц - 9, количество часов -348)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является циклом специальных дисциплин (государственный компонент)

Цель, задачи, компетенции

Цель курса - подготовка специалиста, умеющего правильно организовать и методически грамотно проводить учебные и тренировочные занятия по легкой атлетике, как в учебное, так и во внеучебное время.

          Задачи изучения дисциплины:

- формирование общих представлений о легкой атлетике;

-ознакомление с техникой выполнения легкоатлетических упражнений;

- ознакомление с правильной организацией проведения учебных и тренировочных занятий с разными возрастными группами занимающихся.

Требования к академическим компетенциям специалиста:

АК-1 –уметь применять базовые научно – теоретические знания для решения практических и теоретических задач;

АК-2 – владеть системным и сравнительным анализом;

АК-3 – владеть исследовательскими навыками;

АК-4 – уметь работать самостоятельно;

АК-5 – обладать креативностью;

АК-6 – владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

АК-8  – обладать навыками устной и письменной коммуникации;

АК-9 – уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни);

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста:

СЛК-1 – обладать качеством гражданственности;

СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-4 – владеть навыками здоровьесбережения;

СЛК-6 – уметь работать в команде;

СЛК-9 – уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовые нормы;

СЛК-11– проявлять инициативу, в том числе и в нестандартных ситуациях);

Требования к профессиональным компетенциям специалиста:

         ПК-1 – формировать физическую культуру личности;

ПК-2 – формировать гуманистическое мировоззрение, нравственное сознание и нравственное поведение;

ПК-3 – воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности;

ПК-4 – формировать в процессе физического воспитания у занимающихся систему научных знаний, двигательных умений, навыков и готовность их использовать в различных сферах человеческой деятельности;

ПК-6 – работать с научно – методической литературой;

ПК-7 –  планировать, организовывать, корректировать процесс физического воспитания;

ПК-8 –  проводить и контролировать различные формы занятий физическими упражнениями;

ПК-13 – разрабатывать, проекты и оснащать места проведения занятий специальным оборудованием и инвентарем, использовать различные средства обучения и развития;

ПК-15 – дифференцировать индивидуальную, спортивную подготовку;

ПК-18 – контролировать и анализировать соревновательную деятельность;

ПК-19 – судить соревнования и готовить судей по виду спорта;

         ПК-20 – обеспечить безопасность спортивной подготовки, осуществлять профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь;

ПК-35 – нормировать и контролировать физическую нагрузку;

ПК-36 – организовывать и проводить соревнования, спортивно – массовые и физкультурно - оздоровительные мероприятия),

         ПК-38 –осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Общее количество часов по дисциплине – 348ч. Из них аудиторных – 194ч. Лекций – 16ч, практических – 170ч, семинарских – 8ч, итоговая форма контроля – экзамен.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

На     лекциях студенты изучают историю возникновения и развития легкой атлетики, структуру и построение учебного, учебно-тренировочного процесса с методикой изложения и изучения данной дисциплины. Основы техники видов легкой атлетики и методика обучения легкоатлетическим упражнениям.

На семинарских занятиях проверяются теоретические знания студентов, обсуждаются сообщения или доклады, подготовленные ими по заданию преподавателя, в которых дополняются, уточняются и углубляются вопросы разделов, изложенных на лекциях.

В процессе практических занятий, применяя знания, полученные на лекциях и семинарах, студенты овладевают базовыми движениями и двигательными действиями, составляющими основу техники различных легкоатлетических видов; осваивают методику их обучения; изучают различные средства и методы, применяемые при проведении школьного урока по легкой атлетике; сдают нормативы по спортивно-технической подготовленности.

Самостоятельная работа студентов включает в себя: изучение программного материала по различной учебно-методической литературе; подготовку к семинарским, практическим занятиям и активное участие в них; изучение правил соревнований и практическое судейство, написание конспекта и реферата.

Методы обучения. Процесс обучения предполагает использование общепедагогических методов, методов теории и методики физического воспитания, а также частных методов, используемых в теории и практике.

Система знаний, получаемых студентами в ходе изучения дисциплины, занимает центральное место в формировании профессионального мировоззрения и компентентности современного специалиста в области физической культуры и спорта.

Формы организации учебного процесса – лекции, практические занятия.

Формы контроля и оценки – зачет, экзамен.

       

 

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 (2зачетных единиц, 72часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является компонентом УВО (дисциплина по выбору студента) в образовательной программе I ступени по специальности «Физическая культура»

 

Цель, задачи, компетенции

Цель: - формирование исследовательской культуры студентов, обеспечивающей подготовку специалиста, способного осуществлять исследовательскую деятельность в соответствии с современными требованиями педагогической науки.

Задачи: систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных профессиональных задач; овладение методикой научно - педагогического исследования, практическими умениями и навыками по анализу и использованию в своей профессиональной деятельности исследовательских подходов в физическом воспитании; развитие способности рефлексировать явления педагогической действительности, осуществляя при этом диагностику собственно педагогической деятельности; формирование аналитических способностей; формирование педагогического мышления умений и навыков, личностной мотивации и готовности к профессиональной деятельности.

Компетенции:

АК–1. Особенности научных исследований в области физического воспитания.

АК–2. Мониторинг процесса и результатов исследования
в физическом воспитании.

АК–3. Методы и методики организации научных исследований
в физическом воспитании.

АК–4. Ключевые психолого-педагогические модели построения процесса в сфере физической культуры и спорта.

АК–5. Функции научно-методического руководства исследованием.

СЛК–1. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК–2. Обладать способностью к межличностной коммуникации.

ПК–1. Организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.

ПК–2. Принимать участие в научных исследованиях, связанных
с совершенствованием и развитием методики физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спорта.

ПК–3. Использовать современные методы прогнозирования, организации, учета и контроля процесса физического воспитания физкультурно-оздоровительной работы и спортивной тренировки.

ПК–4. Ставить цели и формировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать методы изучения наук.

ПК–5. Строить и использовать модели для описания
и прогнозирования различных явлений профессиональной деятельности, осуществлять их качественный и количественный анализ.

ПК–6. Знать закономерности систематизации результатов педагогических наблюдений и измерений.

 

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 72 часа, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций и 14 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки- зачет

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Методы: проблемное обучение (проблемное изложение, частично поисковый и исследовательский методы); коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения; игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных и других играх; технологии учебно-исследовательской деятельности; проектные технологии; метод кейсов (анализ ситуации).

Формы: лекция, семинарские занятия.

 

       

Гимнастика и методика преподавания

«Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)»

(количество зачетных единиц – 10, количество часов -372)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является циклом специальных дисциплин (государственный компонент)

Цель, задачи, компетенции

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов основ физической культуры, включение будущих педагогов в процесс осознанного формирования личностных ценностных ориентаций в области физического воспитания.

         Задачи изучения дисциплины:

  • развитие специальных физических качеств, двигательных способностей;
  • формирование общих представлений;
  • обучение техническим навыкам игры;
  • обучение общеразвивающим упражнениям;
  • обучение навыкам судейства и организации соревнований;
  • обучение видам строевых упражнений;
  • обеспечение знаний и профессионально-педагогических умений, навыков необходимых для преподавания гимнастики и методики преподавания.

Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен:

Образовательная деятельность

ПК-3. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности,

ПК-4. Формировать в процессе физического воспитания у занимающихся систему научных знаний, двигательных умений, навыков и готовность к их использованию в различных сферах человеческой деятельности.

Научно-методическая деятельность

ПК-7. Планировать, организовывать, контролировать и корректировать процесс физического воспитания.

Педагогическая деятельность

ПК-13. Разрабатывать проекты и оснащать места проведения занятий специальным оборудованием и инвентарем, использовать различные средства обучения и развития.

Спортивно-тренировочная деятельность:

ПК-15. Дифференцировать и индивидуализировать спортивную подготовку.

ПК-16. Осуществлять физическую, техническую, тактическую, психологическую спортивную подготовку.

ПК-17. Организовывать и проводить спортивный отбор.

Проектно-аналитическая деятельность

ПК-30. Системно представлять предметную область профессиональной деятельности и перспективы ее развития.

Научно-исследовательская деятельность

ПК-32. Использовать в процессе научных исследований в области физической культуры и спорта знания смежных дисциплин.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

ПК-35. Нормировать и контролировать физическую нагрузку.

ПК-38. Обеспечивать безопасное проведение занятий физическими упражнениями.

Коррекционная деятельность

ПК-41. Проводить подбор средств и методов физической культуры для восстановления здоровья и работоспособности у лиц с различными заболеваниями и разным уровнем функционального состояния, физической подготовленности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 372 часов, из них 214 аудиторных: 10 часа лекций, 204 часов практических; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

На  лекциях студентам сообщаются основные сведения по истории, теории и методике гимнастики и методики преподавания.        

На практических занятиях выполняются подготовительные, подводящие и специальные упражнения, осваиваются необходимые технико-тактические навыки, умения судейства соревнований.

На семинарских занятиях ведется работа по овладению методикой обучения техническим элементам игр, методике проведения занятий и соревнований.

Занятия по гимнастике и методике преподавания рекомендуется проводить в форме комплексного решения задач (сочетание теоретических и практических вопросов  обучения).

Самостоятельная работа студентов включает изучение рекомендованной литературы, индивидуальное спортивное совершенствование, составление комплексов упражнений, игровых карточек, планов-конспектов уроков.

Учет успеваемости ведется на семинарских занятиях, на практических занятиях в форме приема практических нормативов, так и в форме зачетов,  установленных учебным планом.

Зачет выставляется за практическое овладение основами гимнастики и методики преподавания и теоретическими знаниями по дисциплине.

Методы обучения. Процесс обучения предполагает использование общепедагогических методов, методов теории и методики физического воспитания, а также частных методов, используемых в теории и практике гимнастики и методики преподавания.

Система знаний, получаемых студентами в ходе изучения дисциплины, занимает центральное место в формировании профессионального мировоззрения и компентентности современного специалиста в области физической культуры и спорта. Технологии обучения в рамках дисциплины «Гимнастика и методика преподавания» основаны на использовании современных педагогических концепций как фактора повышения эффективности преподавания. Исходя из требований компентентностного подхода в преподавании дисциплины наиболее эффективными являются: игровые технологии, технологии проблемного, проблемно-деятельностного обучения. В качестве активных методов обучения используются анализ реальных ситуаций и решение профессиональных ситуационных задач.

Использование комплекса технологий, активных методов и форм обучения обеспечивает оптимальное сочетание личностно - и практикоориентированных подходов.

Формы организации учебного процесса – лекции, практические занятия.

Формы контроля и оценки – зачеты (2), экзамены (4)

       

ГИМНАСТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

(количество зачетных единиц – 13, количество часов -510)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является циклом специальных дисциплин (государственный компонент)

Цель, задачи, компетенции

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов основ физической культуры, включение будущих педагогов в процесс осознанного формирования личностных ценностных ориентаций в области физического воспитания.

         Задачи изучения дисциплины:

  • развитие специальных физических качеств, двигательных способностей;
  • формирование общих представлений;
  • обучение техническим навыкам игры;
  • обучение общеразвивающим упражнениям;
  • обучение навыкам судейства и организации соревнований;
  • обучение видам строевых упражнений;
  • обеспечение знаний и профессионально-педагогических умений, навыков необходимых для преподавания гимнастики и методики преподавания.

Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен:

Образовательная деятельность

ПК-3. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности,

ПК-4. Формировать в процессе физического воспитания у занимающихся систему научных знаний, двигательных умений, навыков и готовность к их использованию в различных сферах человеческой деятельности.

Научно-методическая деятельность

ПК-7. Планировать, организовывать, контролировать и корректировать процесс физического воспитания.

Педагогическая деятельность

ПК-13. Разрабатывать проекты и оснащать места проведения занятий специальным оборудованием и инвентарем, использовать различные средства обучения и развития.

Спортивно-тренировочная деятельность:

ПК-15. Дифференцировать и индивидуализировать спортивную подготовку.

ПК-16. Осуществлять физическую, техническую, тактическую, психологическую спортивную подготовку.

ПК-17. Организовывать и проводить спортивный отбор.

Проектно-аналитическая деятельность

ПК-30. Системно представлять предметную область профессиональной деятельности и перспективы ее развития.

Научно-исследовательская деятельность

ПК-32. Использовать в процессе научных исследований в области физической культуры и спорта знания смежных дисциплин.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

ПК-35. Нормировать и контролировать физическую нагрузку.

ПК-38. Обеспечивать безопасное проведение занятий физическими упражнениями.

Коррекционная деятельность

ПК-41. Проводить подбор средств и методов физической культуры для восстановления здоровья и работоспособности у лиц с различными заболеваниями и разным уровнем функционального состояния, физической подготовленности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 510 часов, из них 248 аудиторных: 40 часа лекций, 174 часов практических; 6 семинарских занятий, 14 часов управляемая самостоятельная работа студентов; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

На  лекциях студентам сообщаются основные сведения по истории, теории и методике гимнастики и методики преподавания.        

На практических занятиях выполняются подготовительные, подводящие и специальные упражнения, осваиваются необходимые технико-тактические навыки, умения судейства соревнований.

На семинарских занятиях ведется работа по овладению методикой обучения техническим элементам игр, методике проведения занятий и соревнований.

Занятия по гимнастике и методике преподавания рекомендуется проводить в форме комплексного решения задач (сочетание теоретических и практических вопросов  обучения).

Самостоятельная работа студентов включает изучение рекомендованной литературы, индивидуальное спортивное совершенствование, составление комплексов упражнений, игровых карточек, планов-конспектов уроков.

Учет успеваемости ведется на семинарских занятиях, на практических занятиях в форме приема практических нормативов, так и в форме зачетов,  установленных учебным планом.

Зачет выставляется за практическое овладение основами гимнастики и методики преподавания и теоретическими знаниями по дисциплине.

Методы обучения. Процесс обучения предполагает использование общепедагогических методов, методов теории и методики физического воспитания, а также частных методов, используемых в теории и практике гимнастики и методики преподавания.

Система знаний, получаемых студентами в ходе изучения дисциплины, занимает центральное место в формировании профессионального мировоззрения и компентентности современного специалиста в области физической культуры и спорта. Технологии обучения в рамках дисциплины «Гимнастика и методика преподавания» основаны на использовании современных педагогических концепций как фактора повышения эффективности преподавания. Исходя из требований компентентностного подхода в преподавании дисциплины наиболее эффективными являются: игровые технологии, технологии проблемного, проблемно-деятельностного обучения. В качестве активных методов обучения используются анализ реальных ситуаций и решение профессиональных ситуационных задач.

Использование комплекса технологий, активных методов и форм обучения обеспечивает оптимальное сочетание личностно - и практикоориентированных подходов.

Формы организации учебного процесса – лекции, практические занятия.

Формы контроля и оценки – зачеты (2), экзамены (4)

       

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является факультативом в образовательной программе I ступени по специальности «Физическая культура

Цель, задачи, компетенции

 Цель: формирование и развитие у будущих педагогов социально-профессиональной компетентности, целостного представления о педагогической деятельности, профессионально-педагогических умений и профессионально-значимых качеств личности, обеспечивающих организацию летнего оздоровительного отдыха детей и подростков и позволяющих сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной деятельности.

Задачи: освоение студентами знаний о сущности, закономерностях создания развивающего отдыха в летних оздоровительных лагерях; развитие способности рефлексировать явления педагогической действительности, осуществляя при этом диагностику собственно педагогической деятельности;

 овладение умениями и навыками организации воспитательного процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков в режиме развития, активное включение студентов в педагогический процесс летних оздоровительных учреждений и развитие на этой основе навыков эффективного общения с коллегами, детьми и подростками; формирование профессиональных умений и навыков, личностной мотивации и готовности к работе с детьми и подростками в летних оздоровительных лагерях; формирование профессиональных умений и навыков, личностной мотивации и готовности к работе с детьми и подростками в летних оздоровительных лагерях.

Компетенции: академические компетенции (АК): АК-1 - уметь применять базовые научно – теоретические знания для решения практических и теоретических задач; АК-2- владеть системным и сравнительным анализом; АК-3- владеть исследовательскими навыками; АК-4-уметь работать самостоятельно; АК-5 –обладать креативность; АК-6 - владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; социально – личностные компетенции (СЛК): СЛК-1-обладать качеством гражданственности; СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию; СЛК-4 – владеть навыками здоровьесбережения; СЛК-6 – уметь работать в команде; СЛК-9 – уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовые нормы; СЛК-11- проявлять инициативу, в том числе и в нестандартных ситуациях); профессиональные компетенции (ПК): - ПК- 1-формировать физическую культуру личности; ПК -3 – воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности; ПК-6- работать с научно – методической литературой; ПК-7- планировать, организовывать, корректировать  педагогический процесс; ПК-13 – разрабатывать, проекты и оснащать места проведения занятий специальным оборудованием и инвентарем, использовать различные средства обучения и развития; ПК-18 – контролировать и анализировать соревновательную деятельность; ПК-20 – обеспечить безопасность проведения мероприятий, осуществлять профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь; ПК-36 – организовывать и проводить соревнования, спортивно – массовые и физкультурно - оздоровительные мероприятия).

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 54 часа, из них 34 аудиторных: 18 часов лекций; 8 часов семинарских занятий; 8 часов практических занятий; итоговая форма контроля –решение контрольных тестовых заданий

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.

 

2.

Методы: проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы); технология обучения как учебное исследование; коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (мозговой штурм, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, круглый стол и др.); игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).

Формы: лекции, семинарские, практические занятия

 

       

Плавание и методика преподавания

(количество зачетных единиц 3.4, количество часов - 216 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основным циклом дисциплин (компонент учреждения высшего образования )

 

Цель, компетенции

Цель: - овладение занимающимися техникой спортивного и прикладного плавания, методикой обучения. Организация и проведение занятий плаванием, соревнований, спортивно-массовых мероприятий в бассейнах и открытых водоемах.

Задача курса: - обеспечение теоретических знаний и профессионально-педагогических навыков, необходимых для преподавания плавания в учебных учреждениях, коллективах физической культуры, физкультурно-оздоровительных группах.

Компетенции: академические компетенции, социально-личностные компетенции  и профессиональные компетенции.

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего 216 часов: 102 аудиторных часа, 20 часов лекций, 72(10) часа; практических (семинарских) занятий; с формой контроля экзаменом.

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

         Лекционный курс служит для освоения базовых знаний дисциплины. Студенты получают информацию по теории, истории, современному состоянию науки плавания, технике спортивного и прикладного плавания, методике обучения технике плавания, организации и проведения соревнований по плаванию, массовых мероприятий с использование плавания.

Практические занятия призваны закрепить знания, полученные на лекциях. Во время практических занятий происходит детальное рассмотрение наиболее сложных вопросов техники и методики обучения плаванию.

Практические занятия составляют основной массив учебных часов. Поэтому во время этих занятий осуществляется непосредственное формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для практической работы в области плавания.

Методы: Соревновательный

Повторный

Переменный

Интервальный

Равномерный

Контрольный

 

 

1.Зачет

2.Экзамен

         

Дополнительная информация