КАТАЛОГ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

История южных и западных славян

(3 кредита, 125 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: выработка целостной системы знаний по истории южных и западных славян в контексте мирового исторического процесса.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем, навыками организации образовательного процесса; знать и использовать различные формы организации процесса обучения, особенности психо-физического развития учащихся и уметь развивать их творческие способности в процессе обучения истории; на основе анализа сложившейся системы международных отношений выделять основные тенденции в развитии государств на современном этапе, владеть навыками организации образовательного процесса, применять нормативные правовые акты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.

Структура учебной дисциплины

3 кредита. Всего 125 часов, из них 74 аудиторных: 36 часов лекций и 16 часов практических занятий, 18 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание дисциплины

Раздел I. Народы Центрально-Восточной Европы (V – первая половина XVI в.).

Раздел II. Южные и западные славяне в период становления и развития буржуазного общества (XVI в. – 1918 г.).

Раздел III. Новейшее время (1918-2000 гг.).

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: историко-проблемный, историко-сравнительный, синхронистический, хронологический, ретроспективный

Формы: лекции, практические занятия, семинары, УСРС

1. зачет

 

Методика преподавания истории

(6,5 кредитов, 229 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: теоретическая и практическая подготовка будущих учителей истории.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем, навыками организации образовательного процесса; знать и использовать различные формы организации процесса обучения, особенности психо-физического развития учащихся и уметь развивать их творческие способности в процессе обучения истории; на основе анализа развития системы школьного исторического образования в Республике Беларусь и в мире выделять основные тенденции развития исторического образования.

Структура учебной дисциплины

6,5 кредитов. Всего 229 часов, из них 106 аудиторных: 66 часов лекций и 40 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание дисциплины

Предмет и задачи курса. Современные проблемы развития школьного исторического образования. Формирование исторических знаний учащихся. Хронология и периодизация в истории. Методы, приемы и средства обучения истории. Формы организации процесса обучения истории. Урок истории. Развитие познавательных способностей учащихся в процессе обучения истории. Внеурочная работа по истории. Повторение, проверка, оценка и учет знаний, умений и навыков учащихся. Профессиональные и личностные качества учителя истории

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический

Формы: лекция, семинары

  1. зачет
  2. экзамен

 

ОМ «Политология» (Основы идеологии белорусского государства)

(2-3 кредита, 72-100 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по педагогическим специальностям

Цель, компетенции

Цель: усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для их осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Структура учебной дисциплины

2-3 кредита. Всего 72/100 часов, из них 16 аудиторных: 8 часов лекций и 8 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание дисциплины

Модуль 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Модуль 2. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства

Модуль 3. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: структурно-функциональный, нормативный, системный, комплексный, типологизации, сравнительный, анализ, дедукция, индукция

Формы: лекция, семинары

1.зачет

2.экзамен


«Основы права и права человека»

(2 кредита, 72 часа) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по педагогическим специальностям

Цель, компетенции

Цель: получение студентами знаний о праве и государстве как общесоциальных феноменах, обеспечивающих необходимое социальное регулирование, управление и контроль для обеспечения социального прогресса.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; Применять нормативные правовые акты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.

Структура учебной дисциплины

2 кредита. Всего 72 часа, из них 34 аудиторных: 22/18 часа(ов) лекций и 12/16 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание дисциплины

Право. Понятие, система, источники права. Юридическая ответственность и ее виды. Всеобщая декларация прав человека. Личность, право, правовое государство. Конституция Республики Беларусь. Реализация конституционного права в Республике Беларусь. Административное право. Гражданское право. Трудовое право.

Правовое обеспечение социальных гарантий в Республике Беларусь. Семейное право.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, нормативный, контент-анализ

Формы: лекции, семинары

1.зачет

 


ОМ «История» (История Беларуси в контексте европейской цивилизации)

(2-3 кредита, 72/100 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени

Цель, компетенции

Цель: формирование и развитие социально-личностных компетенций, профессиональных знаний и практических навыков, необходимых и достаточных для решения и выполнения общественных, социально-профессиональных и личностных задач и функций.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Структура учебной дисциплины

2-3 кредита. Всего 72/100 часов, из них 34 аудиторных: 18 часов лекций и 16 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание дисциплины

Введение в учебную дисциплину «История Беларуси в контексте европейской цивилизации». Исторические этапы формирования белорусского этноса. Государственные образования на белорусских землях в IX–XVIII вв. Положение белорусских земель в составе Российской империи (конец XVIII в. – октябрь 1917 г.). Советская общественно-политическая система в Беларуси (октябрь 1917 – июнь 1941 гг.). Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. БССР: достижения и проблемы созидательного труда народа в послевоенный период (1945–1991 гг.). Республика Беларусь в конце XX – начале XXI в.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: историко-проблемный, историко-сравнительный, синхронистический

Формы: лекция, семинары

1. зачет

2. экзамен

 


Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)

(34 часа) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по педагогическим специальностям

Цель, компетенции

Цель: изучение истории Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой войны) на основе сведений о жизни населения на оккупированных территориях и в советском тылу, о вкладе народа Беларуси в разгром немецко-фашистских захватчиков, о влиянии военных событий на судьбу народов Советского Союза и Европы.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Структура учебной дисциплины

Всего 34 часа, из них 20 аудиторных: 20 часов лекций

Содержание дисциплины

Тема 1. Международное положение накануне Второй мировой войны.

Тема 2. Начало Второй мировой войны и события в Беларуси.

Тема 3. Оккупация Германией стран Европы.

Тема 4. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Тема 5. Начало Великой Отечественной войны. Тема 6. Оккупационный режим.

Тема 7. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории.

Тема 8. События на фронтах войны. Крушение наступательной стратегии германского вермахта.

Тема 9. Освобождение Беларуси от германских захватчиков.

Тема 10. Советский тыл в годы войны.

Тема 11. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн. Победа!

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: историко-проблемный, историко-сравнительный, синхронистический

Формы: лекции

-


«Новая и новейшая история стран Европы и Америки»

(11 кредитов, 426 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: изучение студентами истории западной цивилизации в новое и новейшее временя как одного из важнейших компонентов подготовки квалифицированного историка-педагога и историка-исследователя.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем, навыками организации образовательного процесса; на основе анализа сложившейся системы международных отношений выделять основные тенденции в развитии государств на современном этапе, владеть навыками организации образовательного процесса.

Структура учебной дисциплины

11 кредитов. Всего 426 часов, из них 174 аудиторных: 150 часов лекций и 24 часа семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание дисциплины

Раздел 1 Новая история Европы и Америки раннего нового времени (конец XV- первая половина XVII вв.).

Раздел 2. Новая история Европы и США в середине XVII – начале XIX в.

Раздел 3. Новая история стран Европы и США в XIX - начале ХХ вв.

Раздел 4. Новейшая история стран Европы и Америки. Западная цивилизация в межвоенное время (1918-1939 гг.).

Раздел 5. Новейшая история стран Европы и Америки (1945-2000).

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: историко-проблемный, историко-сравнительный, синхронистический, хронологический, ретроспективный

Формы: лекции, семинары

-

 


Гісторыя Беларусі

(14,5 крэдытаў, 782 гадзіны) 

Месца у агульнаадукацыйным працэсе

Вучэбная дысцыпліна з’яўляецца асноўнай (дзяржаўны кампанент) у адукацыйнай праграме на I ступені па спецыяльнасці «Гісторыя і грамадазнаўчыя дысцыпліны»

Мэта, кампетэнцыі

Мэта: фарміраванне сацыяльна-асобасных кампетэнцый студэнтаў, якія забяспечваюць іх самавызначэнне ў сістэме каштоўнасцей, выпрацаваных у працэсе гістарычнага развіцця беларускага народа і станаўлення суверэннай беларускай дзяржавы, і выхаванне на гэтай аснове пачуцця прыналежнасці да лёсу краіны і яе гісторыі.

Кампетэнцыі: грамадзянскасці, быць здольным да сацыяльнага ўзаемадзеяння, валодаць здольнасцю да міжасобасных камунікацый, быць здольным да крытыкі і самакрытыкі (крытычнае мысленне), міждысцыплінарным падыходам пры вырашэнні праблем, сістэмным і параўнальным аналізам, даследчымі навыкамі, умець вучыцца, павышаць сваю кваліфікацыю на працягу ўсяго жыцця.;умець працаваць у камандзе; валодаць і ўжываць базавыя навукова-тэарэтычныя веды для вырашэння тэарэтычных і практычных задач, умець працаваць самастойна, быць здольным інтэграваць новыя ідэі (крэатыўнасць), ведаць і выкарыстоўваць розныя формы арганізацыі працэсу навучання, валодаць навыкамі арганізацыі адукацыйнага працэсу,  ўменнямі праектавання і прагназавання, на падставе аналіза развіцця сістэмы школьнай гістарычнай адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь і ў свеце ўмець вылучаць асноўныя тэндэнцыі развіцця гістарычнай адукацыі.

Структура вучэбнай дысцыпліны

14,5 крэдытаў. Усяго 782 г., з іх 300 аўдыторных: 190 гадзін лекцый і 110 гадзін семінарскіх заняткаў; выніковая форма кантроля – экзамен 2, 4, 5, 6 семестры; залік 1, 3, 7 семестры

Змест дысцыпліны

Раздзел 1. Уводзіны ў дысцыпліну“ Гісторыя Беларусі”. Раздзел 2. Першабытнае грамадства на тэрыторыі Беларусі. Раздзел 3. Беларусь у V- сяр. ХIII стст. Раздзел 4. ВКЛ, Рускае і Жамойцкае ў XIII–XV ст. Раздзел 5. Беларускія землі ў ХVI ст.– I п. ХVIІ ст. Раздзел 6. Войны і сацыяльна-палітычныя канфлікты у II п. XVII –XVIII ст. сацыяльна-эканамічны, палітычны і культурны заняпад Беларусі. Раздзел 7. Крызіс прыгонніцкай сістэмы (канец XVIII – перш. палова ХІХ ст.). Раздзел 8. Станаўленне буржуазнага грамадства ў Беларусі. Фарміраванне беларускай нацыі (1861-1900 гг). Раздзел 9. Беларусь у гады Першай сусветнай вайны (1914-1918 гг.). Раздзел 10. Беларусь паміж дзвюма сусветнымі войнамі (1919-1939 гг.). Раздзел 11. Беларусь у гады Другой сусветнай вайны. Раздзел 13.Беларусь сучасная.

 

Метады і формы арганізацыі вучэбнага працэсу

Формы контроля і адзнакі

Метады: гістарычны, лагічны, храналагічны, храналагічна-праблемны, праблемна-храналагічны, сінхраністычны

Формы: лекцыі, семінары, КСРС

1. залік

2. экзамен

 


Новая и новейшая история стран Азии и Африки

(4 кредита, 270 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент ) в образовательной  программе  I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: ознакомление студентов с основными особенностями политической, социально-экономической и культурной истории стран Азии и Африки в новое и новейшее время. Изучение истории восточных цивилизаций: индийской, японской, китайской, мусульманской (частично африканской) в указанный период

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию, обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике, применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем,  исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, быть способным генерировать новые идеи.

Структура учебной дисциплины

4 кредита. Всего 270 ч., из них 120 ч. аудиторных: 90 ч. лекций и 30 ч. семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет 4 семестр, экзамен 5 семестр

Содержание дисциплины

Раздел 1. Новая история стран Азии и Африки в  XVI – сер. XIX вв.

Раздел 2. Восток с середины XIX в. до 1918 г.

Раздел 3. Страны Азии и Африки в 1918-1945 г.

Раздел 4. Страны Азии и Африки после II Мировой войны. Образование КНР. Культурная революция. Китай в конце XX – нач. XXI в. Индия и Пакистан во II пол. XX века. Духовная жизнь независимой Индии. Япония во II п. XX - н. XXI века. Турция, Афганистан, Ирак, Иран после II Мировой войны. Духовная жизнь мусульманского мира. Израиль во II пол. XX - н. XXI века. Развитие политической мысли в странах Азии во II пол. XX – н. XXI вв.

 

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: исторический, логический, хронологический, проблемный, синхронистический, проблемно-хронологический

Формы: лекции, семинары, УСРС

 

1. зачет

2. экзамен

 

 

 

 

Основы археологии

(2 кредита, 101 час) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: Выработка у студентов целостного представления о специфике возникновения и функционирования ранних форм общества и государства, исходя из анализа фактов материальной культуры

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию, обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике,  применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, быть способным генерировать новые идеи.

Структура учебной дисциплины

2 кредита. Всего 101 час, из них 62 аудиторных: 32 часов лекций и 30 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание дисциплины

Археология каменного века (палеолит, мезолит, неолит). Археология бронзового и раннего железного веков. Археология древнейших государств Средиземноморья и Ближнего Востока. Археологическое изучение античных памятников. Балтская археология. Сславянская археология. Археологическое изучение киммерийцев, скифов, сарматов и алан. Археология Древней Руси.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: исторический, логический, системного анализа

Формы: лекции, семинарские занятия

1. зачет

 


Методология исторической науки

(3,5 кредита, 137 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: Усвоение студентами закономерностей возникновения и развития системы исторического знания на примере наиболее значимых историко-философских трудов, уяснение сущности методов исторического исследования, их отличия от методов познания средствами других наук об обществе.

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию, обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике,  применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, быть способным генерировать новые идеи.

Структура учебной дисциплины

3,5 кредита. Всего 137 час, из них 46 аудиторных: 34 часов лекций и 12 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины

Предмет исторической науки. Субъектно-объектные отношения в исторической науке и специфика исторического познания. Социальные функции исторической науки. Структура исторического исследования. Этапы исторического исследования. Принципы исторического познания. Общенаучные и традиционные методы исторического познания. Возможности и перспективы использования инструментария точных наук в историческом познании.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: исторический, логический, системного анализа

Формы: лекции, семинарские занятия

1. экзамен

История древних цивилизаций

(6,5 кредитов, 290 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: Выработка у студентов целостного представления о специфике возникновения и функционирования ранних форм общества и государства, исходя из анализа фактов главных образом письменных источников

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию, обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике, применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем,  исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, быть способным генерировать  новые идеи.

Структура учебной дисциплины

6,5 кредитов. Всего 290 час, из них 130 аудиторных: 80 часов лекций и 50 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен (1-й и 2-й семестры).

Содержание дисциплины

Первобытное общество. Политогенез. Древнейший Египет. Раннее и Древнее царства. Египет в период Среднего царства. Египет в период Нового царства. Поздний Египет. Шумер и Аккад в древнейший период. Ассирия и Новавилонское царство. Держава Ахеменидов. Древнейшая Индия. Китай в эпоху Хань. Цивилизация минойского Крита. Ахейская Греция. Гомеровская Греция. Греко-персидские войны. Расцвет афинского демократического полиса в V в. до н.э. Походы Александра Македонского. Эллинистический мир после завоеваний Александра Македонского. Царский Рим. Завоевание Римом Пунические войны. Кризис системы эллинистических государств и РимКризис Римской республики в 70 – 50-е гг. I в. до н.э. Гражданские войны 40 – 30-х гг. I в. до н.э. и падение Римской республики. Династия Юиев-Клавдиев. Расцвет Римской державы в эпоху Антонинов. Кризис III в. Римская империя в конце III – 30-е гг. IV в. Временная стабилизация. Кризис и падение Западной Римской империи.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: исторический, логический, системного анализа

Формы: лекции, семинарские занятия

1. экзамен

   

Историческая география

(2,5 кредита, 109 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: Усвоение студентами сущности историко-географических методов исторического исследования, их отличия от других методов познания истории.

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию,  обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике,  применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем,  исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно,  быть способным генерировать  новые идеи.

Структура учебной дисциплины

2,5 кредита. Всего 109 часов, из них 40 аудиторных: 20 часов лекций и 20 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины

Историческая география как научная дисциплина. Историческая география первобытного общества. Историческая география древнейших обществ Востока. Древние цивилизации Средиземноморья. Историческая география европейского средневековья. Великие географические открытия и расширение ойкумены. Историческая география Нового времени (Европа и Северная Америка). Историческая география России XVIII – начала ХХ в. Историческая география новейшего времени.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: исторический, логический, системного анализа

Формы: лекции, семинарские занятия, УСРС

1. экзамен

 

Историческая демография

(2 кредита, 73 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: Усвоение студентами сущности историко-демографических методов исторического исследования, их отличия от других методов познания истории.

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию,  обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике,  применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;    владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем,  исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно,  быть способным генерировать  новые идеи.

Структура учебной дисциплины

2 кредита. Всего 73 часов, из них 40 аудиторных: 20 часов лекций и 20 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание дисциплины

Предмет демографических наук. Историческая демография в системе наук об обществе. Становление исторической демографии. Демография первобытного общества. Демография древнего мира. Демография Средневековья. Демографии Нового времени. Основные направления современного демографического развития. Демографические науки и современность.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: исторический, логический, системного анализа

Формы: лекции, семинарские занятия.

1. зачет

 

Актуальные проблемы современного антиковедения

(0,5 кредита, 18 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: Ознакомление студентов с важнейшими направлениями в научном изучении отдельных разделов антиковедческой науки.

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию,  обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике,  применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, быть способным генерировать  новые идеи.

Структура учебной дисциплины

0,5 кредита. Всего 18 часов, из них 10 аудиторных: 6 часов лекций и 4 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание дисциплины

Современное антиковедение: изучение римской политической культуры.

Организационные условия и научные школы в современном антиковедении.

Современное антиковедение: концепция «римской меритократии».

Антиковедческая наука и современность.

Условия и перспективы актуализации антиковедческого знания.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: исторический, логический, системного анализа

Формы: лекции, семинарские занятия.

1. зачет

 

Философия

(3 кредита, 112 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по всем специальностям

Цель, компетенции

Цель: Усвоение студентами системы философского знания как неотъемлемой составляющей мировой культуры.

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию, обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике,  применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем, исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, быть способным генерировать  новые идеи.

Структура учебной дисциплины

3 кредита. Всего 112 часов, из них 42 аудиторных: 22 часа лекций и 20 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины

Философия как явление культуры. Структура философского знания. Философская проблематика. Исторические формы философии. Метафизика и онтология как основные стратегии философского познания. Бытие и сознание как философская проблема. Гносеология. Философия и наука. Перспективы развития философского знания.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: философской рефлексии, исторический, логический, системного анализа

Формы: лекции, семинарские занятия.

1. экзамен

 

Философия и методология науки

(240 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе II ступени по всем специальностям магистратуры

Цель, компетенции

Цель: Усвоение студентами системы философского знания как методологической основы современного научного знания.

Компетенции: обладать качествами гражданственности и толерантности, быть способным к социальному взаимодействию,  обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике,  применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;    владеть системным и сравнительным анализом, междисциплинарным подходом при решении проблем,  исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно,  быть способным генерировать  новые идеи.

Структура учебной дисциплины

Всего 240 часов, из них 104 аудиторных: 60 часов лекций и 44 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – кандидатский экзамен

Содержание дисциплины

Статус и предназначение философии в жизни общества. Философское осмысление проблемы бытия. Природа как предмет философского и научного познания. Философия глобального эволюционизма. Проблемы человека в философии. Философия сознания. Специфика социальной реальности. Основные проблемы социальной динамики. Развитие общества как цивилизационный процесс. Философия культуры. Наука как важнейшая форма познания в современном мире. Наука в ее историческом развитии. Структура и динамика научного познания.. методологический инструментарий современной науки. Диалектическая логика как методология научного познания. Наука как социальный институт..Философия естествознания и техники. Философия социально-гуманитарного познания. Философия и методология междисциплинарного синтеза.

 

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: философской рефлексии, исторический, логический, системного анализа

Формы: лекции, семинарские занятия.

1. кандидатский экзамен

 

История мировой культуры

(2 кредита, 72 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины», «Физическая культура. Спортивно-педагогическая деятельность», «Физическая культура. Специальная подготовка», «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: дать студентам развернутое представление о сущности, строении, типах  художественной культуры, формах их коммуникации, закономерностях их исторического развития, а также способах распространения и социального освоения содержащихся в них образцов и норм.

Компетенции: способности к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям, критике и самокритике, владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, владеть системным и сравнительным анализом, владеть исследовательскими навыками, быть способным порождать новые идеи (креативность).

Структура учебной дисциплины

2 кредита. Всего 72 ч., из них 34 ч. аудиторных: 18-22 ч. лекций и 12-16 ч. семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, 3 семестр

Содержание дисциплины

Первобытная культура. Культура Древнего Египта и Междуречья. Античность - колыбель европейской цивилизации. Средневековая культура. Культура итальянского Возрождения. Культура Европы  17 в. Культура Европы 18 в. Культура Европы  19 в. Модернизм – культурная революция буржуазного общества. Белорусская культура в контексте мировой культуры.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: исторический, логический, хронологический, проблемный, синхронистический.

Формы: лекции, семинары

 

1. зачет

 

История общественно-политической мысли Беларуси

(3 кредита, 137 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: формирование у студентов целостного понимания логики становления и развития общественно-политической мысли Беларуси, характеристики ее роли в национальном сознании белорусского общества.

Компетенции: предметные компетенции студент должен знать: основные общественно-политические теории национальных мыслителей; этапы развития общественно-политической мысли Беларуси, уметь анализировать их особенность и отличие от западной общественно-политической мысли; уметь характеризовать место и роль общественно-политической мысли Беларуси в истории. Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).СЛК-5. Уметь работать в команде

Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Структура учебной дисциплины

3 кредита. Всего 137 часов, из них 48 аудиторных: 28 часов лекций и 20часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины

Введение в дисциплину. Общественно-политическая мысль Беларуси в X-ХV вв.. Общественно-политическая мысль Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Общественно-политическая мысль Беларуси в  ХVI-XVIII вв. Общественно-политическая мысль Беларуси в XIX – начале ХХ  вв. Вопросы государственного строительства в белорусской политической мысли (1917-1953 гг.) Общественно-политическая мысль Беларуси в 1953-1991 гг. Общественно-политическая мысль Беларуси на современном этапе

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, эссе, коллоквиум, контрольный срез, оценка по рейтинговой системе, экзамен.

 

История философии

(3,5 кредита, 164 часа) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: изучение динамики историко-философского процесса в широком культурном, цивилизационном и гуманитарном контексте, осмысление прошлого и современного человеческого бытия на основе исторического опыта философских исканий.

Компетенции: предметные компетенции студент должен знать и уметь анализировать: концептуальные основы важнейших философских учений; основные этапы, направления, тенденции, формы и хронологический порядок развития философии; ведущие философские школы и их представителей; уметь характеризовать специфику различных форм философствования в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества и значение философии в профессиональной деятельности. Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).СЛК-5. Уметь работать в команде

Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни

Структура учебной дисциплины

3,5 кредита. Всего 164 ч., из них 72 аудиторных: 50 часов лекций и 22 часа семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины

История философии, её предмет и задачи. Философия Древнего Востока. Античная  философия.Философия Средневековья Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени. Философия  Просвещения. Немецкая классическая философия.

Неклассическая западная философия. Философия марксизма. Постклассическая философия. Философия постмодерна. Религиозная философия в контексте современной культуры Русская философская мысль. Развитие отечественной философской мысли.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, эссе, коллоквиум, контрольный срез, оценка по рейтинговой системе, экзамен.

 

Обязательная дисциплина «Политология» обязательного модуля «Политология»

 (2-3 кредита, 72 часа) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени для специальностей профиля образования: А  Педагогика; В  Педагогика. Профессиональное образование; G  Естественные науки; M  Социальная защита

Цель, компетенции

Цель: формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности; формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора; формирование прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли; формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Компетенции: предметные компетенции: студент должен знать основные политологические категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь; специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь; сущность, структуру политических процессов в современном мире и Республике Беларусь. Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).СЛК-5. Уметь работать в команде. Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни

Структура учебной дисциплины

2-3 кредита. Всего 72 ч., из них 18 аудиторных: 10 часов лекций и 8 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет/экзамен

Содержание дисциплины

Введение в обязательный модуль «Политология». Теория политики, история и методология политической науки. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире. Международные политические отношения и внешняя политика государств.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, эссе, коллоквиум, контрольный срез, оценка по рейтинговой системе, зачет, экзамен.

  

Мифология

(2 кредита, 81 час) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: формирование у студентов развернутого представления о сущности, строении, категориях, формах и закономерностях исторического развития мифа и мифологии как научной дисциплины.

Компетенции: предметные компетенции студент должен знать основные теоретические положения мифологии как научной дисциплины, основные понятия и категории мифологии, роль мифа в развитии человеческой культуры; уметь анализировать значение мифа для изучения форм культуры и мировоззрения человека; современные формы мифов, национальные мифы; влияние мифологии на литературу, искусство народов мира и Беларуси.

Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).СЛК-5. Уметь работать в команде

Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни

Структура учебной дисциплины

2  кредита. Всего 81 час, из них 26 аудиторных: 16 часов лекций и 10 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины

Мифология как научная дисциплина. Миф как форма культуры. Мифология Древнего Египта и Междуречья. Мифология Древнего Израиля. Индийская мифология. Буддизм. Мифология Древней Греции и Древнего Рима. Германо-скандинавская мифология. Славянская мифология.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, эссе, коллоквиум, контрольный срез, оценка по рейтинговой системе, экзамен.

 

Религиоведение

(5,5 кредита, 58-165 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины», «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)»

Цель, компетенции

Цель: формирование социально-личностных компетенций студента, обеспечивающих его личностное самоопределение в области социокультурных феноменов религии, свободомыслия и свободы совести.

Компетенции: предметные компетенции студент должен знать и уметь анализировать: ключевые подходы к интерпретации сущности религии и религиозных феноменов, этапы эволюции религиозных традиций человечества; секулярные тенденции в современном обществе; особенности учений и деятельности  религиозных движений; типологические особенности исторически традиционных религий Беларуси; принципы и законодательные основы осуществления свободы совести в современном белорусском обществе.

Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).СЛК-5. Уметь работать в команде

Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни

Структура учебной дисциплины

5,5 кредита. Всего 58/164 ч., из них 34/72 аудиторных: 16/40 часов лекций и 18/32 часа семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет/экзамен

Содержание дисциплины

Основы теории религии. Архаические культы и религии Древнего мира. Иудаизм. Христианство. Ислам. Буддизм. Национальные религии Индии. Национальные религии Китая и Индии. Неокульты.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, эссе, коллоквиум, контрольный срез, оценка по рейтинговой системе, зачет, экзамен.

 

Обязательная дисциплина «Экономическая теория» обязательного модуля «Экономика»

 (4 кредита, 82 часа) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени для специальностей профиля образования: А  Педагогика; В  Педагогика. Профессиональное образование; G  Естественные науки; M  Социальная защита

Цель, компетенции

Цель: формирование фундамента экономических  знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной экономической  мысли; формирование у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь и зарубежных стран, выявлять специфику социально-экономических отношений и процессов; формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социально-экономической активности.

Компетенции: предметные компетенции: студент должен знать основные экономические понятия и категории; особенности экономических процессов в Республике Беларусь, основные экономические цели белорусского общества; основы поведения экономических субъектов  в рыночной экономике; механизмы экономической политики; уметь анализировать экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом. Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).СЛК-5. Уметь работать в команде. Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Структура учебной дисциплины

4 кредита. Всего 82 ч., из них 42 аудиторных: 22 часа лекций и 20 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины. Экономическая теория: предмет и метод. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Экономические системы. Рыночная экономика и ее модели. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Основы поведения субъектов рыночной экономики. Рынки факторов производства. Макроэкономическая политика. Экономический рост. Современное мировое хозяйство.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, эссе, коллоквиум, контрольный срез, оценка по рейтинговой системе, экзамен.

 

Обязательная дисциплина «Социология» обязательного модуля «Экономика»

 (4 кредита, 60 часов) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени для специальностей профиля образования: А  Педагогика; В  Педагогика. Профессиональное образование; G  Естественные науки; M  Социальная защита

Цель, компетенции

Цель: формирование фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли; формирование у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь и зарубежных стран, выявлять специфику социально-экономических отношений и процессов и их социокультурных особенностей в Республике Беларусь; формирование установки на практическое использование полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социально-экономической активности.

Компетенции: предметные компетенции: студент должен знать основные социологические понятия и категории; тенденции и особенности социальных и социокультурных процессов в мире и Республике Беларусь; содержание и особенности социальной политики в Республике Беларусь; социально-стратификационную модель белорусского общества, характеристики социальных общностей в Беларуси; основы конкретных методов и процедур эмпирических социологических исследований. Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике.СЛК-5. Уметь работать в команде. Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Структура учебной дисциплины

2 кредита. Всего 60 ч., из них 18 аудиторных: 12 часа лекций и 6 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины. Системные характеристики обществ. Социальная структура и стратификация. Социодинамика общества и культуры. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси. Возможности эмпирического социологического исследования общества.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, эссе, коллоквиум, контрольный срез, оценка по рейтинговой системе, экзамен.

 

Социология личности

(2 кредита, 72 часа) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «Дошкольное образование», «Начальное образование)»

Цель, компетенции

Цель: формирование у студентов представлений о ши­роких, разнообразных преобразовательных возможностях современного че­ловека, его гражданских и профессиональных качеств.

Компетенции: предметные компетенции студент должен знать специфику социологии личности как отраслевой дисциплины социологии, ее предмет, функции и этапы развития;научное определение личности и теоретические концепции ее социально-духовной  структу­ры;механизмы процесса социализации личности, характеристики ее структурно-ролевого набора;социальные аспекты, определяющие поведение личности и ее роли в социальной структуре основные виды социальной деятельности  личности, природу девиантного поведения.Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).СЛК-5. Уметь работать в команде

Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни

Структура учебной дисциплины

2  кредита. Всего 72  ч., из них 34 аудиторных: 20 часов лекций и 12 часов семинарских занятий, УСРС – 2 часа; итоговая форма контроля – зачет

Содержание дисциплины. Предмет и функции социологии личности. Методология и методика социологических исследований личности. Социальные роли, социальный статус и социальная направленность личности. Основные формы проявления ценностных ориентаций личности. Социологические проблемы сознания и подсознания.  Духовная структура личности.

Социальная среда формирования и деятельности личности. Структура, сущность и формы социализации личности. Социальное действие. Диспозиционные теории личности. Качественная разновидность социального поведения индивида. Нарушение социальных норм.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, эссе, зачет.

 

Методика преподавания обществоведческих дисциплин

(4,5 кредита, 144 часа) 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: формирование профессионального мышления и эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности, формирование умения осуществления преподавания обществоведческих дисциплин;

Компетенции: предметные компетенции студент должен знать этапы становления обществоведческого образования и основных направлениях содержанию выделенных концепцией социально-гуманистического образования для базовых и средних школ Республики Беларусь, освоить цели, задачи, логику построения, структуру, узловые проблемы, особенности содержания и методики преподавания школьной дисциплины «Обществоведение», познакомиться с современными технологиями  обучения.

 Социально-личностные компетенции (СЛК):СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).СЛК-5. Уметь работать в команде

Академические компетенции (АК):АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.АК-3. Владеть исследовательскими навыками.АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным порождать новые идеи.АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни

Структура учебной дисциплины

4,5   кредита. Всего 144  ч., из них 58 аудиторных: 30 часов лекций и 28 часов семинарских занятий,  итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины. Общая характеристика цели, задач и особенности содержания учебной школьной дисциплины «Обществоведение». Методические принципы отбора и конструирования содержания учебного предмета «Обществоведение». Методы, способы и приемы обучения обществоведения. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей при изучении обществоведения. Урок обществоведения в современной школе. Формы занятий по обществоведению в школе. Подготовка учителя к преподаванию обществоведения

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: Методы: познавательный, систематизирующий, коммуникативный, контрольный.

Формы: лекция, семинарское занятие

тесты, рефераты, коллоквиум, контрольный срез, оценка по рейтинговой системе, экзамен.

 

История восточных славян (Россия и Украина)

(11,5 кредитов, 448 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: формирование у студентов исторически конкретного представления о восточной (православной) цивилизации как открытой, динамичной, целостной системе; осмысление истории России и Украины как процесса появления и реализации определенных доминант развития в их сложной взаимозависимости; выработка представления о современном состоянии научных исследований по истории восточных славян; воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма, развития у студентов профессионального и нравственного потенциала.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем; знать и использовать различные формы организации процесса обучения, на основе анализа сложившейся системы международных отношений выделять основные тенденции в развитии государств на современном этапе.

Структура учебной дисциплины

11,5 кредитов. Всего 448 часов, из них 200 аудиторных: 102 часа лекций и 98 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание дисциплины

Раздел I. Древняя Русь.

Раздел II. Период империи.

Раздел III. Россия и Украина в XX –  XXI вв.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: историко-проблемный, историко-сравнительный, синхронистический, хронологический, ретроспективный

Формы: лекции, семинары

  1. зачет
  2. экзамен

 

Краеведение и этнология Беларуси

(4,5 кредита, 159 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: подготовка будущих учителей к самостоятельной краеведческой работе, использованию ее как важного средства учебно-образовательного процесса; знакомство с историко-культурным наследием Беларуси, методами его сохранения и использования; патриотическое воспитание студентов, формирование у них бережных отношений к историко-культурным ценностям.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем; знать и использовать различные формы организации процесса обучения.

Структура учебной дисциплины

4,5 кредита. Всего 159 часов, из них 72 аудиторных: 34 часа лекций и 38 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание дисциплины

Раздел I. Этнология Беларуси.

Раздел II. Краеведение Беларуси.

 

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: историко-проблемный, историко-сравнительный, синхронистический, хронологический, ретроспективный

Формы: лекции, семинары

1.зачет

2.экзамен

 

Вспомогательные исторические дисциплины

(4 кредита, 166 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «История и обществоведческие дисциплины»

Цель, компетенции

Цель: подготовка студента-историка к самостоятельному изучению истории государств и обществ с помощью приемов, методик и других инструментариев вспомогательных исторических дисциплин.

Компетенции: обладать качествами гражданственности, способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к социальному взаимодействию, к критике и самокритике, уметь работать в команде, самостоятельно, учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, междисциплинарным подходом при решении проблем; знать и использовать различные формы организации процесса обучения.

Структура учебной дисциплины

4 кредита. Всего 166 часов, из них 80 аудиторных: 50 часов лекций и 30 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание дисциплины

Введение в курс ВИД. Палеография Беларуси. Палеография. Материалы и орудия для письма. Нумизматика Беларуси. Бонистика. Сфрагистика. Хронология. Метрология. Генеалогия. Геральдика. Берестология. Иконография. Оружиеведение. Картография. Ономастика. Топонимика. Этнонимика. Антропонимика. ВИД в работе учителей истории.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методы: историко-проблемный, историко-сравнительный, синхронистический, хронологический, ретроспективный

Формы: лекции, семинары

1.экзамен

 

Дополнительная информация