КАТАЛОГ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И МПИЯ

СТИЛИСТИКА

(100 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Раскрытие перед студентами выразительных потенций и функций языковых средств всех уровней системы языка (лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических, словообразовательных) в рамках академических, социально-личностных и  профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 100 час, из них 34 аудиторных: 20 час лекций и 14 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля –  экзамен.

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

История становления лингвостилистики и функциональной стилистики. Традиционное понятие функционального  стиля. Система функциональных стилей современного немецкого языка Лексико-фразеологические средства стилистики. Стилистическая дифференциация словарного состава. Синонимия в стилистическом аспекте. Грамматические средства стилистики. Стилистика имени существительного, прилагательного, глагола.  Структурная типология немецкого предложения. Особые синтаксико- стилистические явления. Лексико- синтаксические фигуры.

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины «Лексикология»  используются следующие технологии:

проектная и научно- исследовательская деятельность, информационные технологии, технология проблемного обучения, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности.

Текущий контроль на лекционных занятиях  осуществляется  в форме  контрольных вопросов к лекциям; на семинарских занятиях- в форме  презентаций, тематических сообщений студентов,  тестовых заданий.

 Итоговой формой контроля является экзамен, определяющий уровень   владения студентами   теоретическим  и практическим материалом. Данная дисциплина выносится на государственный экзамен по немецкому языку  в составе одного из вопросов по теории языка. 

При оценке знаний  на экзамене по лексикологии используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой.

 

СПЕЦКУРС ПО МПИЯ

(106 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Цель: ознакомить студентов с обучающими возможностями современных технологий, раскрыть их важнейшие характеристики и преимущества, предложить алгоритм их эффективного применения в процессе преподавания иностранных языков.

Компетенции: владеть ключевыми понятиями.

Структура учебной дисциплины

Всего 106 часа, из них 70 аудиторных: 70 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет.

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Современные социальные технологии в иноязычном образовании школьников. Особенности организации процесса языкового образования. Изменение формы и функций современного урока иностранного языка в системе личностно–ориентированного обучения. Роль учителя в процессе овладения учащимися иноязычной культурой. Применение современных технологий для контроля учебных достижений учащихся по иностранному языку. Современные приемы организации самостоятельной работы учащихся в процессе овладения иностранным языком. Современные социальные технологии в иноязычном образовании школьников

 

Форма:

- Семинарские занятия.

Методы:

 - Проектная технология.

 - Иностранный язык через театр.

- Обучение в «диалоге культур».

- Обучающие прагмакоммуникативные комплексы.

- Модульная технология.

 

1.тестирование

2. контрольные работы

3. разработка презентаций

4. разработка планов-конспектов уроков

5. зачет

 

 

 

СПЕЦКУРС ПО ЛИНГВИСТИКЕ

(92 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Расширение и  углубление знаний студентов старших курсов в области  теории словообразования:  ознакомление студентов с историей развития теории словообразования  в немецкоязычной и русскоязычной германистике, изучение методов словообразовательного анализа, основных словообразовательных моделей немецкого языка, динамических процессов в синхронном словообразовании.

Освоение учебной  программы спецкурса по лингвистике должно обеспечить формирование  у студентов следующих групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученной дисциплине; социально- личностных, включающих культурно- ценностные ориентации; профессиональных, включающих способность  анализировать и интерпретировать исследуемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, готовить научные рефераты, тезисы выступлений и доклады.

Структура учебной дисциплины

Всего 92 час, из них 40 аудиторных: 20 час лекций, 20 час. семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Становление и современное состояние  теории словообразования. Основные понятия словообразования. Описание основных словообразовательных моделей: модель корневых слов. Модель имплицитного словопроизводства. Модель эксплицитного словопроизводства. Словообразовательные структуры как варианты основных моделей. Семантический анализ словообразовательных конструкций. Реализация словообразовательных моделей. Динамические процессы в синхронном словообразовании.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

-активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные  вопросы к лекциям;

2.тематические выступления студентов на семинарских занятиях;

3.тестирование;

4. практические задания на семинарских занятиях;

5. зачет

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

(180 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Формирование культуры профессионального общения учителя/преподавателя иностранного языка в конкретных ситуациях  иноязычного общения в рамках академических, социально-личностных и  профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 180 час, из них 96 аудиторных: 96 час. практических занятий; итоговая форма контроля –  экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Формирование дискурсивной компетенции по следующей тематике:

Образование. Система образования  страны изучаемого языка в сопоставлении с системой образования в РБ. Высшее образование: направления и специфика высшего образования в мире и в РБ. Проблемы  студенческой молодежи. Семья и школа в становлении личности. Мужчина и женщина в современном обществе. Положение детей в современном обществе. Защита прав ребенка. Мобильность в современном обществе. Иностранный язык как гарантия профессиональной мобильности.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные / самостоятельные работы

2. контрольные срезы

3. экзамен

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

(424 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Цель: усвоение студентами прочных научных знаний о фонетическом строе как составной части системы современного немецкого языка, коррекция и дальнейшее совершенствование нормативного немецкого произношения студентов в разных ситуациях общения с учетом фоностилистических особенностей современного немецкого языка.

Освоение программы по учебной дисциплине «Практическая фонетика»  должно обеспечить формирование  у студентов следующих групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученной дисциплине; социально- личностных, включающих культурно- ценностные ориентации; профессиональных, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение.

Структура учебной дисциплины

Всего 424 часа, из них 252 аудиторных: 252 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Преподавание практической фонетики предполагает преемственность в обучении студентов произносительной норме немецкого языка, дальнейшее развитие умений и навыков, приобретенных студентами на начальных этапах обучения. Изучение особенностей реализации гласных и согласных фонем, просодических структур различных коммуникативных типов фраз.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод учебных игр, модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные / самостоятельные работы

2. зачет

3. экзамен

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

(236 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (английский, немецкий)»

Цель, компетенции

Цели: усвоение студентами прочных научных знаний о фонетическом строе как составной части системы современного немецкого языка; коррекция и дальнейшее совершенствование нормативного немецкого произношения студентов.

Требования к компетенциям  специалиста:

Специалист должен

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Уметь работать самостоятельно.

АК-3. Уметь учиться повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-4. Владеть нормой и узусом фонетической системы изучаемого иностранного языка.

АК-5. Использовать иностранный язык для осуществления межкультурного общения.

Структура учебной дисциплины

Всего 236 часа, из них 108 аудиторных: 108 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Преподавание практической фонетики предполагает преемственность в обучении студентов произносительной норме немецкого языка, дальнейшее развитие умений и навыков, приобретенных студентами на начальных этапах обучения. Изучение особенностей реализации гласных и согласных фонем, просодических структур различных коммуникативных типов фраз проводится при их обязательном сопоставлении с соответствующими структурами в родном языке, что позволяет исправить и предупредить ошибки, возникающие в результате интерферирующего влияния родного языка на иностранный.

Формы организации учебного процесса:

 

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

 

 

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод учебных игр, модульная технология, видео / компьютерные технологии).

 

1. устный опрос на занятиях

2. контрольные / самостоятельные работы

3.  зачет

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

(390 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (английский, немецкий)»

Цель, компетенции

Цели и задачи дисциплины практической грамматики состоят в формировании и развитии у студентов грамматических речевых навыков продуктивной речи, основанных на трех основных этапах: 1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение.

Требования к компетентности специалиста.

Освоение дисциплины «Практическая грамматика» должно обеспечить  формирование  следующих компетенций:

академических компетенций, включающих знания и умения по изученной  учебной  дисциплине, умение учиться, уметь работать самостоятельно, владеть системным и сравнительным анализом.

социально- личностных компетенций: быть способным к социальному взаимодействию, обладать способностью к межличностным коммуникациям, быть способным к критике и самокритике, уметь работать в команде.

Профессиональных компетенций: готовить доклады, материалы к презентациям, пользоваться глобальными информационными ресурсами и средствами телекоммуникаций, разрешать возникшие в коллективе конфликтные ситуации.

Структура учебной дисциплины

Всего 390 часа, из них 194 аудиторных: 194 часов практических занятий; итоговая форма контроля – экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Практическая грамматика предполагает формирование знаний о грамматических категориях немецкого языка; развитие навыков и умений адекватного восприятия и правильного употребления частей речи (самостоятельных и служебных), личных и неличных форм глагола, модальных глаголов, форм наклонения; предложений, различающихся по цели высказывания, в соответствии с параметрами речевой коммуникации.

Учебный материал организован в виде грамматических модулей.

Формы организации учебного процесса:

 

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

 

 

Методы обучения:

- традиционные

-активные

1. устный опрос на занятиях

2. контрольные / самостоятельные работы

3. тестирование

4. зачет

5. экзамен

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

(554 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Цель: формирование  и развитие у студентов научного представления о формальной и смысловой структуре единиц и средств, образующих грамматический строй немецкого языка, их функционирование.

Освоение программы  учебной дисциплины «Практическая грамматика»  должно обеспечить формирование  у студентов следующих групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученной дисциплине, умение учиться; социально- личностных, включающих культурно- ценностные ориентации; профессиональных, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение.

Структура учебной дисциплины

Всего 554 часа, из них 248 аудиторных: 248 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Части речи, их формы и функции. Имя существительное: число, падеж, род. Артикль: система артиклей, функция артикля. Глагол: лицо, число, время, вид, залог, наклонение.  Неличные формы глагола. Имя прилагательное. Числительное. Наречие. Местоимение. Частица. Предлог. Союз.  Междометие. Предложение и его структура.  Типы предложений. Члены предложения. Сложные предложения и их типы. Средства связи придаточных предложений.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные / самостоятельные работы

2. контрольные срезы

3. тестовые задания

4. зачет, экзамен

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

ПРАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(606 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (английский, немецкий)»

Цель, компетенции

Формирование и совершенствование навыков и умений в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности в рамках академических, соц.-личностных, профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 606 час, из них 326 аудиторных: 326 час. практических занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

 

Виды речевой деятельности в рамках основных сфер общения.  Восприятие речи на слух. Говорение: монологическая и диалогическая речь. Чтение текстов разных стилей, оценка и интерпретация текстовой информации, написание изложений с элементами сочинения.  Сферы общения: социально- личностная (личность человека, семья), социально-бытовая (жилье, питание, покупки, здоровье), профессионально- трудовая (учеба в вузе, профессия учителя) социально-познавательная (Германия, Беларусь), социально- культурная (отдых, спорт).

 

 

 

Форма:

 практические занятия.

Методы:

Проектная технология.

Иностранный язык через театр.

 Обучение в «диалоге культур».

Обучающие прагмакоммуникативные комплексы. Модульная технология.

Устно-письменная форма.
2. Тесты.
3. Контрольные работы.
4. Контрольные опросы.
5. Письменные домашние задания.
6. Устный и письменный зачеты.
7. Устный и письменный экзамены

 

 

ПРАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(698 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Цель- научиться использовать иностранный язык в коммуникативной, когнитивной, экспрессивной и др. функциях, в качестве инструмента  профессиональной  деятельности.

Освоение программы по учебной дисциплине «Практика устной и письменной речи»»  должно обеспечить формирование  у студентов следующих групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученной дисциплине, умение учиться; социально- личностных, включающих культурно- ценностные ориентации; профессиональных, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение.

Структура учебной дисциплины

Всего 698 час, из них 288 аудиторных: 288 час. практических занятий; итоговая форма контроля – экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Виды речевой деятельности в рамках основных сфер общения.  Восприятие речи на слух. Говорение: монологическая и диалогическая речь. Чтение текстов разных стилей, оценка и интерпретация текстовой информации, написание изложений с элементами сочинения.  Сферы общения: социально- личностная (личность человека, семья), социально-бытовая (жилье, питание,покупки,здоровье),профессионально- трудовая (учеба в вузе, профессия учителя) социально-познавательная (Германия, Беларусь), социально- культурная (отдых, спорт).

 

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные / самостоятельные работы

2. контрольные срезы

3. экзамен

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

 (2,5 кредита, 82 час)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО)

В образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский,)»

Цель, задачи, компетенции

Основная цель дисциплины – формирование поликультурной многоязычной личности, способной использовать иностранный язык как средство общения в различных сферах общественной и профессиональной деятельности в условиях межкультурной коммуникации, как средство социокультурного развития личности и формирования ценностной ориентации через диалог культур родного и иностранного языков.

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 82 часа, из них 36 аудиторных: 0 часов лекций и 36 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Курс «Основы речевого этикета» интегрирует фонетические, грамматические и лексические знания, навыки и умения, формируемые в процессе работы над рецептивными (аудированием и чтением) и продуктивными (говорением и письмом) видами речевой деятельности.

Учебный материал организован в виде ситуативно-тематических комплексов. Основным критерием отбора лексических единиц является их коммуникативная ценность. Выбор тематики предопределён сферами общения (семейно-личностной, социально-бытовой, профессионально-трудовой, социально-познавательной и социально-культурной), а также профессиональными задачами обучения. Каждый ситуативно-тематический комплекс включает:

- темы и их предметное содержание;

- ситуации социального контакта в рамках данной темы;

- номенклатуру речевых задач;

- функциональные типы высказываний монологического и диалогического характера;

- номенклатуру речевых действий для обучения технике монологической и диалогической речи.

Развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей Республики Беларусь способствует тому, что иностранные языки становятся реально востребованными в современном обществе как средство познания, межкультурного общения и инструмент профессиональной деятельности. Приоритетную значимость приобрело обучению языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов.

Методической основой организации процесса обучения языку является личностно-ориентированный подход, при котором студент выступает центральной фигурой процесса обучения. Этот подход предполагает оптимальную комбинацию коммуникативных, исследовательских и традиционных методов обучения; индивидуализацию процесса обучения; использование потенциала «малых групп»; применение методики «обучение посредством преподавания»; активизацию самостоятельной работы студентов; рефлексивный подход к преподаванию.

Для студентов 1 курса дневной формы получения высшего образования, срок обучения – 4 года, программа предусматривает 36 часов аудиторных практических занятий во втором семестре, форма контроля − зачет.

       

ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ

(66 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Формирование  способности и готовности к межкультурной коммуникации для личностного и профессионально- социального взаимодействия.

Структура учебной дисциплины

Всего 66 часа, из них 44 аудиторных: 44 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Сфера социально- личностного общения: биография,  самосознание, склонности, таланты.  Сфера социально- бытового общения: образ жизни, здоровый образ жизни, проблема стимулирования потребительского интереса, защита интересов потребителя.  Сфера профессионально- трудового общения: профессия учителя, Начало карьеры для молодого специалиста.   Сфера социально- культурного общения: самопознание через познание окружающего мира. Этикет, история этикета. Традиции, важность преемственности поколений. История и ее роль в развитии нации. Язык как культурная ценность. Книги и СМИ как средство формирования нации.

 

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные / самостоятельные работы

2. контрольные срезы

2. зачет

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА

(3.5 кредита, 126 час)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО)

В образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, задачи, компетенции

        Основной целью изучения данной дисциплины является анализ функционирования англоговорящего общества в современных условиях. В частности, внимание уделяется вопросам развития и совершенствования гражданского общества в Германии. Критическому анализу подвергается социальная структура населения страны, идентифицируются и анализируются основные компоненты современной системы образования, а также культуры.

         Ввиду этого в задачи изучения дисциплины входят:

коррекция и систематизация уже имеющихся знаний по современному этапу развития жизни общества в Германии;

усвоение страноведческой терминологии на немецком языке;

совершенствование культуры умственного труда и самостоятельной работы;

развитие умений четко формулировать мысли и ясно излагать их в устном и письменном виде;

развитие умений критического мышления.

         В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- культуру, традиции, социально-политический строй, экономику стран изучаемых языков;

- связь исторического развития наций и национальных языков;

- исторические контакты между белорусским этносом и народами изучаемых языков;

уметь:

- анализировать исторические корни и закономерности современных явлений;

- комментировать политические и экономические особенности современности с исторической точки зрения;

- вести дискуссию на исторические и политические темы;

- использовать в практике преподавания иностранных языков страноведческую тематику;

- рассматривать культурно-исторические социально-политические и экономические реалии в типологическом аспекте.

владеть:

- навыками реферирования, анализа, комментирования материалов по страноведческой тематике из различных информационных источников;

- навыками подготовки презентаций, выступления с докладами и сообщениями;

- навыками участия в дискуссиях и обсуждениях.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3.5 кредита. Всего 126 часа, из них: 54 аудиторных: 54 часа практических занятий; итоговая форма   контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

        Обучение данной дисциплине предусматривает ознакомление студентов с образом жизни, особенностями диалекта, а также культурной и образовательной среды в Германии.

        Программа строится на концептуальных и культурологических типах информации о стране, ее социально-политических особенностях, что развивает социально-культурную компетенцию студентов.

        Материалами курса служат оригинальные и адаптированные тексты страноведческой и общественно-культурной направленности.

        Основными формами работы являются дискуссия в большой и малой группе, индивидуальная работа и работа в парах. Значительную роль в процессе обучения играет проведение студентами самостоятельных исследований.

Преподавание дисциплины «Общество и культура стран изучаемого языка» продолжается на протяжении двух семестров 1 курса дневной формы обучения и рассчитано на 126 часов, из которых 54 часа отводятся на аудиторные практические занятия, а 72 часа – на самостоятельную подготовку студентов.

Программа предусматривает текущий контроль в форме зачета во 2 семестре 1 курса дневной формы обучения.

       

 НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

(96 часа)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Приобретение и развитие навыков устной и письменной речи для ведения деловой корреспонденции, ведения беседы на различную тематику в пределах  сферы  коммерческой деятельности  в рамках  академических, соц.-личностных, профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 96 часа, из них 40 аудиторных: 40 часов практических занятий; итоговая форма контроля – экзамен.

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Виды, структура и оформление деловых писем, протоколов; формы организации бизнеса, виды фирм и частного предпринимательства;  контракты; банковские документы, банки, деньги, биржа; рынок и рыночные отношения.

 

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные / самостоятельные работы

2. экзамен

 

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

(230 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Формирование  теоретической и практической базы по методике для последующей профессиональной деятельности в рамках академических, соц.-личностных, профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 230 часа, из них 112 аудиторных: 60 часов лекций,20 часов семинарских занятий, 32 часа практических занятий; итоговая форма контроля – зачет,  экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

 

1. Темы, охватывающие вопросы:

- формирования теоретических основ методики преподавания иностранных языков,

- обучения аспектам языка и видам речевой деятельности,

- организации процесса обучения иностранным языкам в школе.

 

2. Темы, охватывающие проблематику:

- истории методов обучения иностранным языкам,

- современных методов активного обучения иностранным языкам,

- современных инновационных технологий обучения иноязычному общению.

 

 

Формы организации учебного процесса:

 

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

 

 

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод проектов, дискуссий, дебатов, деловых игр и других учебных игр, модульная технология, кейс-технология).

 

 

 

1. тестирование

2. контрольные работы

3. разработка презентаций

4. разработка планов-конспектов уроков

5. зачет

6. экзамен

 

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

(100 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Ознакомить студентов с закономерностями развития словарного состава немецкого языка, путями его обогащения, словообразовательным анализом слова, с основными методами лексикологических исследований в рамках академических, социально-личностных и  профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 100 час, из них 34 аудиторных: 20 час лекций и 14 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля –  экзамен.

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Слово как основная структурная  и номинативная единица языка. Классификация различных способов словообразования. Слова и группы слов  в словарном составе языка. Фразеологизмы и их классификация. значения слова и его семантическая эволюция. Процессы изменения и развития значения слов. Лексико- семантические ряды слов. Лексико- стилистическая, территориальная и социальная дифференциация словарного состава. Основные этапы развития лексикографии  изучаемого языка. Типы и характеристики важнейших современных словарей.

 

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины «Лексикология»  используются следующие технологии:

проектная и научно- исследовательская деятельность, информационные технологии, технология проблемного обучения, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности.

Текущий контроль на лекционных занятиях  осуществляется  в форме  контрольных вопросов к лекциям; на семинарских занятиях- в форме  презентаций, тематических сообщений студентов,  тестовых заданий.

 Итоговой формой контроля является экзамен, определяющий уровень   владения студентами   теоретическим  и практическим материалом. Данная дисциплина выносится на государственный экзамен по немецкому языку  в составе одного из вопросов по теории языка. 

При оценке знаний  на экзамене по лексикологии используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой.

 

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

(112 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (английский, немецкий)», «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Цель: Усвоение формо- и словообразований, грамматического строя, развитие навыков перевода латинских текстов, формирование словарного запаса.

Компетенции: 1) знать систему латинской грамматики в сопоставлении с грамматикой русского и изучаемого современного иностранного языка, а также уметь применить приобретенные навыки в латинском формообразовании; 2) обладать знанием необходимого лексического минимума (около 250 корневых и непроизводных слов) и объяснить соответствующие лексические параллели из латинского языка в изучаемом современном иностранном языке; 3) уметь правильно прочитать и дать литературный перевод с синтаксическим, морфологическим и лексическим анализом проработанных латинских текстов; 4) уметь самостоятельно разобрать и перевести небольшой незнакомый текст (объемом около 100 знаков), содержащий пройденный грамматический и лексический материал.

Структура учебной дисциплины

Всего 112 час., из них 38 аудиторных: 38 часов практических занятий; итоговая форма контроля –экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Латинский язык в системе индоевропейских языков;

2.История латинского языка; графика и фонетика латинского языка;

3.Существительное;

4.Прилагательное;

5.Наречия;

6.Числительные;

7.Местоимения;

8.Глагол;

9.Предлоги;

10.Синтаксис;

11.Основы латинской стилистики и стихосложения.

 

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод проектов, дискуссий, дебатов, деловых игр и других учебных игр, модульная технология, кейс-технология, видео / компьютерные технологии).

 

- Промежуточные тесты

- устный опрос,

- письменные контрольные работы,

- письменный и устный перевод,

- экзамен.

 

 

КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(3,5 кредита, 136 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО)

В образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, задачи, компетенции

Цель дисциплины – совершенствование навыков и развитие умений репродуктивной и продуктивной письменной речи.

Задачами дисциплины являются систематизация знаний студентов по орфографии и пунктуации немецкого языка; ознакомление с лексико-коммуникативной организацией текста, необходимой для полноты понимания читаемого, а также его адекватного воспроизведения в виде плана или краткого изложения; развитие умения применения полученных знаний при написании творческих эссе.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

  • правила немецкого правописания и пунктуации;
  • основные виды письменного текста;
  • структуру абзаца и текста;
  • порядок написания и структуру эссе;

уметь:

  • правильно писать графически, орфографически и пунктуационно;
  • уметь правильно форматировать письменный текст;
  • выражать мысли в письменном виде с использованием речевых форм описания, повествования, рассуждения при выполнении таких видов работы как написание письма, изложения, аннотации, резюме, отзыва, сочинения на основе прочитанного, эссе на заданную тему.

владеть:

  • навыками написания творческого эссе;
  • навыками реферирования, анализа, комментирования материалов из различных информационных источников;
  • навыками подготовки презентаций, выступления с докладами и сообщениями;
  • навыками участия в дискуссиях и обсуждениях.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3,5 кредита. Всего 136 час, из них: 66 аудиторных: 8 час лекционных занятий и 58 час практических занятий; итоговая форма контроля – экзамен.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание и тематика лекционного материала позволяют систематизировать знания студентов об особенностях пунктуации немецкого языка, а также ознакомление с правилами и формирование знаний написания таких видов письменных работ, как план, рецензия, аннотация, резюме, изложение, эссе разной тематической направленности. Тематика практического материала позволяет студентам овладеть основными навыками письменной речи, а также совершенствовать лексические и грамматические навыки. Материал структурирован таким образом, чтобы обучение шло от простого к сложному, т.е. от написания вводных предложений и абзацев до написания резюме, изложения, эссе и т.д.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод проектов, дискуссий, деловых игр и других учебных игр, модульная технология, кейс-технология).

Программа предусматривает текущий контроль в форме экзамена в 5 семестре (3 курс).

       

 

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

(112 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является компонентом учреждения высшего образования в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (английский, немецкий)», «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Цель: Усвоение формо- и словообразований, грамматического строя, развитие навыков перевода латинских текстов, формирование словарного запаса.

Компетенции: 1) знать систему латинской грамматики в сопоставлении с грамматикой русского и изучаемого современного иностранного языка, а также уметь применить приобретенные навыки в латинском формообразовании; 2) обладать знанием необходимого лексического минимума (около 250 корневых и непроизводных слов) и объяснить соответствующие лексические параллели из латинского языка в изучаемом современном иностранном языке; 3) уметь правильно прочитать и дать литературный перевод с синтаксическим, морфологическим и лексическим анализом проработанных латинских текстов; 4) уметь самостоятельно разобрать и перевести небольшой незнакомый текст (объемом около 100 знаков), содержащий пройденный грамматический и лексический материал.

Структура учебной дисциплины

Всего 112 часа, из них 38 аудиторных: 38 часов практических занятий; итоговая форма контроля –экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

  1. 12.Латинский язык в системе индоевропейских языков;
  2. 13.История латинского языка; графика и фонетика латинского языка;
  3. 14.Существительное;
  4. 15.Прилагательное;
  5. 16.Наречия;
  6. 17.Числительные;
  7. 18.Местоимения;
  8. 19.Глагол;
  9. 20.Предлоги;
  10. 21.Синтаксис;
  11. 22.Основы латинской стилистики и стихосложения.

Практические занятия

Промежуточные тесты, устный опрос, письменные контрольные работы, письменный и устный перевод, экзамен.

 

 

ИСТОРИЯ ЯЗЫКА

(100 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Цель: показать постепенные изменения в фонетической системе, грамматическом строе  и словарном составе верхненемецкого языка на разных этапах его развития.

Освоение учебной  программы по учебной дисциплине «История языка»  должно обеспечить формирование  у студентов следующих групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученной дисциплине, умение учиться; социально- личностных, включающих культурно- ценностные ориентации; профессиональных, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение.

Структура учебной дисциплины

Всего 100 часов, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций и 14 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля –  экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

История немецкого языка как дисциплина. Происхождение и развитие немецкого языка. Периодизация истории немецкого языка. Становление немецкого консонантизма/вокализма. Имя существительное и его грамматические  категории. Имя прилагательное  и его грамматические категории. Глагол. Морфологическая классификация глаголов. Становление грамматических категорий глагола. Строение предложения, словарный состав, формы существования немецкого языка в древне-, средне- и ранневерхненемецком периодах. Формирование национального языка.

 

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины «История языка»  используются следующие технологии:

проектная и научно- исследовательская деятельность, нформационные технологии, технология проблемного обучения, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности.

Текущий контроль на лекционных занятиях  осуществляется  в форме  контрольных вопросов к лекциям; на семинарских занятиях- в форме  презентаций, тематических сообщений студентов,  тестовых заданий.

 Итоговой формой контроля является экзамен, определяющий степень   владения студентами   теоретическими вопросами исторической фонетики, грамматики и лексикологии,  а также  умение студента  переводить и анализировать  древневерхненемецкие тексты. Данная дисциплина выносится на государственный экзамен по немецкому языку  в составе одного из вопросов по теории языка. 

При оценке знаний по истории языка на экзамене используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

(122 час)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе Iступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Формирование навыков и умений критического анализа и интерпретации художественного текста в рамках академических, соц.-личностных, профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 122 часа, из них 46 аудиторных: 12 часов лекций, 34 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

 

1. Художественный текст как элемент национальной культуры;

2. Жанры текста и их основные отличительные признаки;

3. Алгоритмы лингвистического анализа художественных текстов;

4. Языковые особенности художественного дискурса (стилистические средства, составляющие прагматику текста).

5. Программой предусмотрены: лингвистический анализ и интерпретация основных видов текстов малого эпического жанра:

- басни,

- сказки,

- былины и легенды,

- шванк,

- краткие истории,

- новеллы и др.).

 

Формы организации учебного процесса:

 

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

 

 

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод проектов, дискуссий, дебатов, деловых игр и других учебных игр, модульная технология, кейс-технология, видео / компьютерные технологии).

 

 

1. тестирование

2. контрольные / самостоятельные работы

3. экзамен

 

 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальностям:

1-02 04 01                  Биология и химия

1-31 01 01-02             Биология (научно-педагогическая деятельность)

1-31 03 03-02             Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность) Математическая физика

1-01         02 01               Начальное образование

1-01 01 01                  Дошкольное образование

1-03 03 01                  Логопедия

1-02 01 01                  История и обществоведческие дисциплины

1-02 03 01                  Белорусский язык и литература

1-02 03 02                  Русский язык и литература.

1-31 04 08-03             Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов

1-02 05 01                 Математика и  информатика

1-02 06 04                  Обслуживающий труд и изобразительное искусство,

1-02 06 01                  Технический труд и предпринимательство

1-86 01 01-01             Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

1-03 02 01 03             Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность

1-01     02 01- 01           Физическая культура. Специальная подготовка,

1-03 02 01                  Физическая культура

1-88 02 01-01             Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)

1-08 01 01-05             Профессиональное обучение (строительство),

1-08 01 01-06             Профессиональное обучение (агроинженерия)

1-08 01 01-01             Профессиональное обучение (машиностроение),

1-08 01 01-08             Профессиональное обучение (экономика и управление)

 

Цель, задачи, компетенции

Главная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Специальность 1-08 01 01-05 Профессиональное обучение (строительство) Всего 252 часа, из них: 136 часов практических занятий1,116 часов самостоятельной работы; итоговая форма контроля – экзамен. 7 зачетный единиц

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

В основу структурирования содержания учебного материала положен принцип модульного похода, который предполагает разбивку учебного материала на относительно самостоятельные модули (разделы) курса.

Структура содержания учебной дисциплины включает

- модуль социального общения

1. Социально-бытовое  общение:

2. Социокультурное и  социально-политическое общение:

- модуль профессионального общения

1. Учебно-профессиональное, производственное общение:

- модуль контроля.

Данный модуль является интегральным и обеспечивает промежуточный и итоговый контроль усвоения содержания Модуля I и Модуля II. Он представляет собой обобщение и систематизацию пройденного учебного материала по всем аспектам языка и видам речевой деятельности. Текущий контроль осуществляется в форме комплексных заданий, лексико-грамматических тестов, коллоквиумов, собеседований, итоговый контроль – в форме зачетов и экзаменов.

Изучение дисциплины «Иностранный язык» рассчитано на 250-300 учебных часов, из них 130-150  аудиторных часов и 120 - 150 часов самостоятельной работы студентов; срок обучения 1-1,5 года.

Программа предусматривает текущий контроль в форме зачета в 1 (и 2) семестре (1 курс) и экзамена во 2 (3) семестре (2 курс).

       

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(156 час.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе Iступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Формирование знаний о закономерностях литературного процесса, умений понимания художественного значения литературного произведения и навыков анализировать его в рамках академических, соц.-личностных, профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 156 час, из них 60 аудиторных: 40 час лекций, 20 час семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет,  экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

В содержание учебного материала включены все литературные эпохи от истоков немецкой литературы до современного этапа ее существования и развития:

- древняя и средневековая литература,

- литература эпохи гуманизма и реформации,

- барок,

- просвещение,

- буря и натиск,

- классическая литература, романтизм,

- поэтический реализм,

- натурализм,

- символизм, экспрессионизм и импрессионизм,

- литература Германии в период изгнания (1933-1945), послевоенная литература ФРГ и ГДР,

- литература объединенной Германии, литература немецко-говорящих стран.

 

Формы организации учебного процесса:

 

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

 

 

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод проектов, дискуссий, деловых игр и других учебных игр, модульная технология, кейс-технология).

 

 

 

1. контрольные работы

2. подготовка и представление докладов

3. разработка презентаций

4. разработка письменных развёрнутых анализов художественных произведений

5. зачет

6. экзамен

 

 

ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА

(208 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Владение стратегиями коммуникативного поведения,  средствами и приемами речевого воздействия в различных ситуациях общения, навыками ведения дискуссии и полемики в рамках академических, социально-личностных и  профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 208 час, из них 114 аудиторных: 114 час. практических занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

 

Дискурсивно обусловленные типы высказываний. Дискурсивные приемы. Личностно- и социально-ориентированный дискурс. Социально- этические проблемы личности. Семья и семейные ценности. Экологические проблемы: окружающая среда и цивилизация, источники загрязнения окружающей среды, энергетический кризис.  Дискурсивные особенности средств массовой информации.  Роль СМИ в современном мире.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные / самостоятельные работы

2. контрольные срезы

2. зачет, экзамен

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦФИЛОЛОГИЮ

(54 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

 

 

 

Подготовить студентов к более детальному изучению истории отдельных  германских языков, в частности, истории немецкого языка. Освоение  программы по дисциплине «Введение в спецфилологию»  должно обеспечить формирование  у студентов следующих групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученной дисциплине, умение учиться; социально- личностных, включающих культурно- ценностные ориентации; профессиональных, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение.

Структура учебной дисциплины

Всего 54 час, из них 36 аудиторных: 18 час лекций, 18 час семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1. История  германской филологии

2. История древних германцев

3. Древнегерманские племена  и их  зыки.

4.История германской письменности

5. Общие черты фонетического  строя германских языков

6. Основные черты морфологического строя германских языков

7. Общегерманская лексика

8.Восточно-германская группа языков. Готский язык.

9. Основные этапы развития германских языков.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. тестовые задания

2. перевод и анализ готского текста

2. зачет

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

АУДИРОВАНИЕ

(162 час)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Целью обучения аудированию является овладение иностранным языком как средством общения в различных сферах общественной и профессиональной деятельности в условиях межкультурной коммуникации, как средством социокультурного развития личности и формирования ценностной ориентации через диалог культур родного и иностранного языков.

-           

Структура учебной дисциплины

Всего 162 часа, из них 108 аудиторных: 108 час практических занятий; итоговая форма контроля – зачет;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Аудирование предполагает развитие навыков и умений смыслового восприятия аутентичной устной английской речи различных коммуникативно-ситуативных и модально-прагматических разновидностей. Обучение восприятию речи на слух способствует формированию у студентов комплекса умений, а именно: идентификации предмета прослушивания и пониманию основного содержания звучащего текста, вычленению деталей содержания, установлению последовательности событий и т.п.

Учебный материал организован в виде ситуативно-тематических комплексов. Основным критерием отбора лексических единиц является их коммуникативная ценность. Выбор тематики предопределен сферами общения (социально-познавательной и социально-культурной), а также профессиональными задачами обучения.

 

Формы организации учебного процесса:

 

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

 

 

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод проектов, дискуссий, деловых игр и других учебных игр, модульная технология, видео / компьютерные технологии).

 

1. тестирование

2. контрольные / самостоятельные работы

3. зачет

 

 

ЯЗЫК СМИ

(98 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе Iступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Формирование навыков и умений анализа и реферирования текстов печатных и электронных СМИ в рамках академических, соц.-личностных, профессиональных компетенций

Структура учебной дисциплины

Всего 98 часа, из них 52 аудиторных: 6 часов лекций, 46 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

 

1. Современные тенденции в развитии языка средств массовой информации;

 

2. Жанровые особенности текстов информативного и публицистического характера;

 

3. Методика проведения лингвостилистического анализа текстов печатных и электронных СМИ;

 

4. Культурологические особенности немецкоязычного медийного пространства.

 

5. Реферативные обзоры актуальных событий по материалам немецкоязычных СМИ.

 

Формы организации учебного процесса:

 

- фронтальная,

- групповая,

- парная,

- индивидуальная.

 

 

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод проектов, дискуссий, дебатов, деловых игр и других учебных игр, видео / компьютерные технологии).

 

 

 

1. тестирование

2. контрольные / самостоятельные работы

3. зачет

 

ЧТЕНИЕ

( 4 кредита, 176 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является  вариативной (компонент УВО)

В образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цели, задачи, компетенции

Целью обучения чтению является развитие у студентов навыков и умений изучающего, ознакомительного, просмотрового и поискового чтения аутентичных текстов на немецком языке, смысловой интерпретации текстов, позволяющих им использовать оригинальные произведения письменной речи различных жанрово-стилистических разновидностей для получения актуальной  информации, расширения историко-культурологических, страноведческих и профессиональных знаний самообразования и совершенствования коммуникативной компетенции.

В связи с этим программа предусматривает  решение следующих задач:

- расширение рецептивного словарного  запаса студентов, обеспечивающего  понимания ими оригинального текста; закрепление активного словаря и усвоение идиоматической лексики на основе выделения из текстов тематически маркированных и нейтральных лексических единиц, характеризующихся высокой частотностью и коммуникативной ценностью; овладение комплексом навыков и умений анализа смыслового содержания и логико-коммуникативной организации текста, необходимых для полноты понимания читаемого, а также для его адекватного воспроизведения при использовании текста для развития продуктивных видов речевой деятельности – говорения и письма, как в аудиторной, так и в естественной речевой коммуникации.

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

4 кредита всего 176 часов, из них: 116 аудиторных:116 часов практических занятий; итоговая форма - зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Фомы контроля и оценки

Чтение предполагает пополнение активного вокабуляра студентов, изучение особенностей немецкого языка в художественных   произведениях  различных авторов, формирование социокультурной компетенции.

Учебный материал организован в виде  ситуативно-тематических комплексов. Выбор тематики предопределён сферами общения 9 социально-бытовой, социально-познавательной, социально-культурной), а также профессиональными задачами обучения. Основным критерием отбора текстов для чтения являются их познавательная ценность и соответствие целям обучения чтению.

Преподавание чтения как самостоятельной учебной дисциплины предусмотрено для первого курса 56 часов (из них 36 часов- практических аудиторных занятий и 20 часов на самостоятельную работу студентов во 2 семестре), для второго курса 120 часов (из них 36 часов – практических аудиторных занятий и 18 часов на самостоятельную работу студентов в 3 семестре и 44 часа – практических аудиторных занятий и 22 часа на самостоятельную работу студентов в 4 семестре)

Программа предусматривает текущий контроль в форме  письменных и устных текстов, коллоквиумов (на первом курсе во 2 семестре и на втором курсе 3 семестре) и зачётов ( в четвёртом семестре).

       

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

(164 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Формирование у студентов представления о грамматике как функционирующей подсистеме языка, обеспечивающей процесс коммуникации, в рамках академических, социально-личностных и  профессиональных компетенций.

 

Структура учебной дисциплины

Всего 164 час, из них 84 аудиторных: 84 час. практических занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

 

Предложение –высказывание как единица коммуникации. Синтаксические функции слов в предложении. Особенности функционирования частей речи изучаемого языка. Имя существительное. Характеристика рода, числа, падежа. Особые функции артиклей. Морфологические и синтаксические значимые категории глагола. Неличные формы глагола и их синтаксические функции. Синтагматика числительных и наречий. Предложения и их речевая реализация.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. контрольные / самостоятельные работы

2. контрольные срезы

2. зачет, экзамен

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА

(74 час)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Ознакомление студентов с основными положениями современного переводоведения, создание у них теоретической и практической базы для формирования умений и навыков перевода в рамках академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 74 часа, из них 36 аудиторных: 10 часов лекций, 26 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Перевод и его сущность. Субъект и объект переводческой деятельности. Лексикографические аспекты перевода. Технические приемы перевода. Слово и его информационный объем. Теория эквивалентности  в переводческой традиции. Безэквивалентная лексика и ее перевод. Фоновая информация и лексика, ее содержащая. Фразеологическая и грамматическаябезэквивалентность.  Особенности перевода научно- технического текста. Особенности перевода публицистического текста. Особенности перевода художественного текста. Особенности перевода деловой документации. Перевод и сфера бытового  общения. Игра слов и перевод.

Формы организации учебного процесса:

- групповая,

- индивидуальная.

Методы обучения:

- традиционные

- активные (модульная технология, видео / компьютерные технологии).

1. перевод текстов различных стилей.

2 тестовые задания

3. зачет

При оценке знаний по дисциплине   используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и МПИЯ

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

(100 часов)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Формирование представления о фонетической системе немецкого  языка, о ее уровнях и их взаимосвязи, о методах исследования в фонетике и фонологии, о новейших достижениях русскоязычных и зарубежных лингвистов  в области теоретической фонетики в рамках академических, соц.-личностных, профессиональных компетенций

Структура учебной дисциплины

Всего 100 часа, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций и 14 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля –  экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

 

Фонетика и фонология. Сегментная подсистема фонетической системы языка. Методы фонологического анализа. Типы фонологических оппозиций. Дистинктивные признаки и дистрибутивные характеристики гласных и согласных фонем. Просодические средства языка, их системная организация. Фонетическая природа

 и фонологические функции   словесного ударения в изучаемом языке. Просодия фразы, ее компоненты и функции. Произносительная норма изучаемого языка. Взаимодействие  фонетических систем родного  и изучаемого иностранных языков.

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины «Теоретическая грамматика»  используются следующие технологии: проектная и научно- исследовательская деятельность, информационные технологии, технология проблемного обучения, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности

Текущий контроль на лекционных занятиях  осуществляется  в форме  контрольных вопросов к лекциям; на семинарских занятиях- в форме  презентаций, тематических докладов студентов,  тестовых заданий.

 Итоговой формой контроля является экзамен, определяющий уровень   владения студентами   основными понятиями теоретической фонетики.  Данная дисциплина выносится на государственный экзамен по немецкому языку  в составе одного из вопросов по теории языка. 

При оценке знаний по теоретической грамматике  на экзамене используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и методики преподавания иностранных языков.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

(100 часов)

 

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе I ступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Цель: теоретическое толкование  фактов грамматического строя немецкого языка.; освещение грамматического строя немецкого языка как единой и целостной системы, характеризуемой внутренней взаимосвязью и зависимостью всех элементов и внешней взаимосвязью и взаимозависимостью  с другими уровнями и областями языка. Освоение программы по учебной дисциплине «Теоретическая грамматика»  должно обеспечить формирование  у студентов следующих групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученной дисциплине, умение учиться; социально- личностных, включающих культурно- ценностные ориентации; профессиональных, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение.

Структура учебной дисциплины

Всего 100 часов, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций и 14 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля –  экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Грамматика  языка как особая система формальных средств передачи значений. Понятия  грамматической формы, значения, категории. Морфологические  и синтетические способы формообразования. Части речи и принципы классификации слов. Морфологические категории частей речи. Синтаксис. Предложение как  номинативная и коммуникативная единица. Члены предложения в свете современных синтаксических теорий.  Способы  связи в сложных предложениях.  Грамматика и категории текста.

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины «Теоретическая грамматика»  используются следующие технологии: проектная и научно- исследовательская деятельность, информационные технологии, технология проблемного обучения, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности.

 Текущий контроль на лекционных занятиях  осуществляется  в форме  контрольных вопросов к лекциям; на семинарских занятиях- в форме  презентаций, тематических докладов студентов,  тестовых заданий.

 Итоговой формой контроля является экзамен, предусматривающий  владение студентами   основными понятиями теоретической грамматики.  Данная дисциплина выносится на государственный экзамен по немецкому языку  в составе одного из вопросов по теории языка. 

При оценке знаний по теоретической грамматике  на экзамене используются критерии, утвержденные и апробированные кафедрой немецкого языка и методики преподавания иностранных языков.

 

 

 

СТРАНОВЕДЕНИЕ

(168 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной в образовательной программе Iступени по специальности «Иностранные языки (немецкий, английский)»

Цель, компетенции

Сформировать знания о менталитете народа, говорящего на немецком языке, а также о его истории и культуре в рамках академических, соц.-личностных, профессиональных компетенций.

Структура учебной дисциплины

Всего 168 часа, из них 60 аудиторных: 40 часов лекций, 20 часов семинарских занятий,; итоговая форма контроля – зачет,  экзамен;

Содержание дисциплины

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

 

В содержание дисциплины вошли темы, отражающие:

- основные исторические эпохи и события в жизни Германии,

- ее географические характеристики,

- типичные черты ее экономического, политического, культурного развития на современном этапе;

- основные достопримечательности Германии;

- информацию о выдающихся личностях Германии;

- о федеративном устройстве Германии;

- о системе образования в Германии;

- о социальной системе Германии;

- о роли Германии в Европейском Союзе.

 

Формы организации учебного процесса:

 

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

 

 

Методы обучения:

- традиционные

- активные (метод проектов, дискуссий, деловых игр и других учебных игр, модульная технология, кейс-технология).

 

 

 

1. тестирование

2. подготовка докладов

3. разработка презентаций

4. зачет

5. экзамен

 

 

Дополнительная информация