КАТАЛОГ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Введение в технический труд

(2 кредита, 76 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: помощь студентам в осознании личностной и социальной значимости профессии учителя технического труда; содействие формированию представления о педагогической профессии как профессии сферы образования, обеспечивающей передачу культурно-исторического опыта от поколения к поколению, а также воспитание личности.

Компетенции: АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

ПК-6-ЦО. Анализировать и оценивать педагогические явления и события прошлого в свете современного гуманитарного знания.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 76 часов, из них 48 аудиторных: 28 часов лекций и 20 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи введения в технический труд и предпринимательство. Основные направления развития технологического образования учащихся в Республике Беларусь. Введение в профессию педагога по специальности. Роль учителя трудового обучения в выполнении образовательных программ в средней общеобразовательной школе. Изучение образовательного стандарта, учебного плана, профильных дисциплин по специальности. Ознакомление с учебно-методической и материально-технической базой вуза для подготовки специалистов. Формирование профессионально–педагогических качеств будущего учителя технического труда.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и практические занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


2. История техники

(3 кредита, 122 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формирование системы общих знаний о развитии техники в соответствии с развитием способов производства от древнейших времён до наших дней.

Компетенции: АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

ПК-6-ЦО. Анализировать и оценивать педагогические явления и события прошлого в свете современного гуманитарного знания.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 122 часа, из них 54 аудиторных: 10 часов лекций, 8 часов практических занятий и 36 лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи истории техники. Техника древнего мира. Античная техника. Техника средневековья. Техника эпохи мануфактурного производства. Техника эпохи промышленного переворота. Развитие линейных мер и измерительного инструмента. Разработка электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания. История развития транспорта. Развитие сельскохозяйственной техники. Развитие техники связи и средств массовой информации. Развитие космической техники и атомной энергетики.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и практические занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       

 


3. Материаловедение

(4 кредита, 150 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формирование целостной системы технико-технологических знаний, умений и навыков, опыта исследовательской деятельности, а также развитие профессионально важных качеств у будущих учителей технического труда в процессе изучения основ материаловедения.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

Структура учебной дисциплины (модуля)

4 кредита. Всего 150 часов, из них 72 аудиторных: 36 часов лекций и 36 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи материаловедения. Основные характеристики свойств материалов и методы их определения. Органические и неорганические материалы. Основы древесиноведения. Строение дерева и древесины. Основные свойства древесины. Породы и пороки древесины. Лесоматериалы, пиломатериалы и листовые древесные материалы. Полимеры и материалы на их основе. Конструкционные полимерные материалы. Композиционные материалы. Резиновые материалы. Лакокрасочные материалы. Клеи. Абразивные материалы. Стекло и керамика. Металлы и сплавы. Наноматериалы.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


4. Технология обработки древесины

(12 кредитов, 470 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: подготовка будущих учителей технического труда к организации работы по ручной, механизированной и механической обработке древесины с учащимися общеобразовательных школ Республики Беларусь, ознакомление с основами современного деревообрабатывающего производства.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

12 кредитов. Всего 470 часов, из них 208 аудиторных: 52 часа лекций и 156 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи технологии обработки древесины. Породы древесины. Лесоматериалы. Пиломатериалы. Шпон, фанера и древесные плиты. Ручная, механизированная и механическая обработка древесины. Графическая и технологическая документация. Технологический процесс и технологические операции по ручной, механизированной и механической обработке древесины. Инструменты, приспособления и оборудование для обработки древесины. Деревообрабатывающие станки для учебных мастерских. Учебное место и правила безопасной работы в учебных мастерских. Профессии и специальности в деревообрабатывающей промышленности.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


5. Технология обработки металлов

(12 кредитов, 470 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: подготовка будущих учителей технического труда к организации работы по ручной, механизированной и механической обработке металлов с учащимися общеобразовательных школ Республики Беларусь, ознакомление с основами современного металлообрабатывающего производства.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

12 кредитов. Всего 470 часов, из них 208 аудиторных: 52 часа лекций и 156 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи технологии обработки металлов. Черные и цветные металлы. Ручная, механизированная и механическая обработка металлов. Графическая и технологическая документация. Технологический процесс и технологические операции по ручной, механизированной и механической обработке металлов. Инструменты, приспособления и оборудование для обработки металлов. Металлообрабатывающие станки для учебных мастерских. Учебное место и правила безопасной работы в учебных мастерских. Профессии и специальности в металлообрабатывающей промышленности.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


6. Художественное конструирование

(7 кредитов, 296 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формирование у будущих учителей эстетического отношения к окружающему предметному миру, определение места и значения художественного конструирования при создании изделий.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 кредитов. Всего 296 часов, из них 116 аудиторных: 40 часов лекций и 76 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи художественного конструирования. Композиция и её виды. Свойства композиции. Принципы композиционного формообразования изделий. Процесс художественного конструирования изделий. Макетирование в художественном конструировании изделий. Учебно-материальная база для художественного конструирования изделий в школьных учебных мастерских.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


7. Трудовое воспитание

(2 кредита, 82 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формирование системы общих знаний об основах трудового воспитания учащихся.

Компетенции: АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

ПК-1-В. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность.

ПК-4-В. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.

ПК-3-ЦО. Оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 82 часов, из них 44 аудиторных: 18 часов лекций, 4 часа практических занятий и 22 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи трудового воспитания. Сущность трудового воспитания учащихся. Условия развития трудового воспитания учащихся. Готовность учащихся к трудовой деятельности. Трудовое воспитание как педагогический процесс. Трудовое воспитание в процессе обучения. Технологическое образование и профессиональная ориентация в процессе трудового воспитания учащихся.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


8. Эргономика

(2 кредита, 82 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: комплексное изучение проблем взаимодействия человека и современных технических средств в определенной предметно-пространственной среде в процессе достижения цели деятельности.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 82 часов, из них 44 аудиторных: 18 часов лекций, 4 часа практических занятий и 22 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи эргономики. Эргономика как наука. Человек как элемент системы «человек-машина-среда». Эргономические требования к оборудованию и организации учебных мастерских. Параметры среды в учебных мастерских: температура, влажность, давление, запах, освещение, окраска, шум, санитарно-гигиенические условия и др. Антропометрические данные учащихся. Учебное место в мастерских. Организация учебного места с учетом антропометрических данных учащихся и выполняемых технологических операций. Эргономические основы проектирования помещений, инструментов, приспособлений и оборудования в учебных мастерских.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


9. Художественная обработка материалов

(10 кредитов, 410 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формирование у будущих учителей технического труда знаний, умений и навыков, необходимых для руководства художественным творчеством учащихся на учебных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

10 кредитов. Всего 410 часов, из них 202 аудиторных: 50 часов лекций, 152 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи художественной обработки материалов. Развитие художественной обработки природных и конструкционных материалов. Аппликация из соломки. Аппликация из бересты. Плетение из соломки. Плетение из бересты. Выжигание по древесине. Резьба по древесине. Деревянная мозаика (интарсия). Лесная скульптура. Технологический процесс и технологические операции художественной обработки материалов. Инструменты, приспособления и оборудование для художественной обработки материалов. Учебное место и правила безопасной работы в учебных мастерских. Профессии и специальности в области художественной обработки материалов.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


10. Техническое творчество

(10 кредитов, 378 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формирование у будущих учителей технического труда знаний, умений и навыков, необходимых для руководства техническим творчеством учащихся на учебных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе по технике.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

10 кредитов. Всего 378 часов, из них 204 аудиторных: 34 часа лекций, 170 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи технического творчества учащихся. Творчество и его основные виды. Сущность технического творчества и условия развития его у учащихся. Основные направления развития технического творчества учащихся. Формы организации творческой технической деятельности учащихся. Методы поиска решений творческих технических задач. Открытия, изобретения, рационализаторские предложения. Научно-техническая и патентная информация. Моделирование технических устройств. Конструирование технических устройств. Инструменты, приспособления и оборудование для технического творчества. Учебное место и правила безопасной работы в учебных мастерских. Учебно-материальная база для технического творчества.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


11. Методика преподавания технического труда

(10 кредитов, 416 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формирование у будущих учителей теоретических знаний, практических умений и навыков построения учебно-воспитательного процесса на уроках технического труда в системе технологической образования учащихся.

Компетенции: ПК-1-О. Эффективно реализовывать обучающую деятельность.

ПК-2-О. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

ПК-4-О. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов.

ПК-2-Р. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации.

ПК-5-ЦО. Организовывать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.

Структура учебной дисциплины (модуля)

10 кредитов. Всего 416 часов, из них 202 аудиторных: 64 часов лекций, 138 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи методики преподавания технического труда. Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Принципы и системы обучения учащихся техническому труду. Формы, методы и средства обучения учащихся техническому труду. Учебно-материальная база технического труда. Планирование, подготовка и проведение учителем учебных занятий по техническому труду. Проверка и оценка знаний и умений в процессе обучения учащихся техническому труду. Методика преподавания технического труда в 5–6 классах. Методика преподавания технического труда в 7-9 классах. Организация внеучебной работы по техническому труду. Творческое проектирование в процессе обучения учащихся техническому труду. Организация общественно полезного труда учащихся. Профессиональная ориентация старших классов.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


12. История трудового воспитания

(3 кредита, 114 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: расширение общепедагогического кругозора студентов об истории трудового воспитания, способствующего выработке правильного отношения к педагогическому наследию.

Компетенции: АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

ПК-1-В. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность.

ПК-4-В. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.

ПК-3-ЦО. Оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 114 часов, из них 50 аудиторных: 16 часов лекций, 34 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Зарождение идей о трудовом обучении и воспитании детей и молодёжи. Идеи трудового обучения и воспитания прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения (ХIV-XVI вв). Идеи прогрессивных мыслителей о трудовом обучении и воспитании в XVII-сер. XVIII вв (начало эпохи Просвещения). Основные вопросы трудового обучения и воспитания в прогрессивной педагогике Западной Европы и на Руси (с сер. XVIII-XIX-нач. XX вв.). Идеи о трудовом обучении и воспитании прогрессивных педагогов отечественной науки (с 1917 г. до Второй Мировой войны). Развитие идей трудового обучения и воспитания с послевоенного периода Второй Мировой войны и до начала ХХI в.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


13. Дизайн интерьера

(3 кредита, 114 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формирование у будущих учителей технического труда эстетического отношения к окружающему предметному миру, развитие умений и навыков проектирования интерьера.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 114 часов, из них 72 аудиторных: 32 часа лекций, 40 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Введение в курс «Дизайн интерьера». Комплексный подход к формированию интерьера. Особенности проектирования основных помещений квартиры. Художественные особенности проектирования жилого интерьера. Перепланировка жилого интерьера. Конструктивные элементы интерьера помещений. Стили интерьера. Психология интерьера.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


14. Начертательная геометрия

(3 кредита, 112 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формировании у студентов системы графических знаний, умений и навыков, усвоение научных понятий, овладение способами их применения на практике.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 112 часов, из них 72 аудиторных: 18 часов лекций и 54 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Введение. Метод проекций. Чертеж в системе ортогональных проекций. Способы преобразования чертежа. Многогранники. Кривые линии. Поверхности. Пересечение поверхностей плоскостью и прямой. Взаимное пересечение поверхностей. Развёртки поверхностей. Аксонометрические проекции.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


15. Инженерная графика

(7,5 кредитов, 306 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: формировании у студентов системы графических знаний, умений и навыков, усвоение научных понятий, овладение способами их применения на практике.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7,5 кредитов. Всего 306 часов, из них 186 аудиторных: 52 часа лекций и 134 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Введение. Основы технического черчения. Оформление чертежей. Геометрические построения. Изображения. Аксонометрия. Технический рисунок. Машиностроительное черчение. Машиностроительные чертежи. Чертеж детали. Чертежи типовых деталей машин и соединений. Сборочный чертеж. Схемы. Основы строительного черчения

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


16. Технологический менеджмент в образовании

(6,5 кредитов, 238 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: подготовка будущих преподавателей технического труда в области технологического менеджмента в образовании к самостоятельной работе на руководящей должности в системе общего среднего образования; развитие профессиональных навыков управленческого аппарата образовательных учреждений, способствующих повышению качества технологического образования.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6,5 кредитов. Всего 238 часов, из них 116 аудиторных: 40 часов лекций и 76 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Основы менеджмента в технологическом образовании. Философия менеджмента в технологическом образовании. Психологические основы кадровой политики. Личность как объект и субъект управления. Коллектив как объект и субъект управления. Психология делового общения. Этика деловых отношений. Деловые коммуникации. Имидж как составляющая современной цивилизации. Методологические основы конфликтологии. Стресс и его особенности. Поведение в конфликтах

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


17. Сервисная деятельность

(7 кредитов, 244 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: ознакомление будущих преподавателей технического труда с сервисной деятельностью; развитие профессиональных навыков по оказанию услуг в удовлетворении потребностей человека, способствующих повышению качества технологического образования учащихся.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 кредитов. Всего 244 часа, из них 130 аудиторных: 48 часов лекций, 18 часов практических занятий и 64 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Сущность сервисной деятельности. Роль сервисной деятельности в жизнедеятельности человека. Основы теории обслуживания на предприятиях общественного туризма

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


18. Технология рекламы

(6,5 кредитов, 224 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: подготовка будущих учителей технического труда и предпринимательства к организации рекламной деятельности с изготовленными изделиями или оказанными услугами в системе общего среднего и дополнительного технологического образования учащихся.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6,5 кредитов. Всего 224 часа, из них 136 аудиторных: 38 часов лекций, 14 часов практических занятий и 84 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Теоретико-методологические основы рекламы. История возникновения и развития рекламы. Основные средства маркетинговых коммуникаций. Правовое регулирование рекламной деятельности. Классификация рекламных средств и условия их применения. Социально-психологические основы рекламы. Основы разработки рекламных объявлений и текстов. Организация рекламы в магазине. Рекламная деятельность оптовых и производственных предприятий.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


19. Теория решения технических задач

(3 кредита, 134 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: подготовка будущих учителей технического труда к использованию в педагогической деятельности различных типов технических задач в системе общего среднего и дополнительного образования учащихся.

Компетенции: ПК-1-О. Эффективно реализовывать обучающую деятельность.

ПК-2-О. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

ПК-4-О. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов.

ПК-2-Р. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации.

ПК-5-ЦО. Организовывать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 134 часа, из них 84 аудиторных: 14 часов лекций и 70 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Технические задачи и их классификация. Графические задачи. Конструкторские задачи. Технологические задачи. Расчётные задачи. Диагностические и прогностические задачи. Комбинированные задачи.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


20. Творческое проектирование

(2,5 кредита, 98 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Технический труд и предпринимательство»

Цель, компетенции

Цель: подготовка будущих учителей технического труда организации творческой технической и художественной деятельности с учащимися в процессе разработки и создания творческих проектов.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2,5 кредита. Всего 98 часов, из них 52 аудиторных: 12 часов лекций и 40 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Развитие теории и практики проектного метода обучения учащихся школ. Сущность творческого проектирования учащихся школ. Творческий проект, его структура, разработка, выполнение и защита. Творческое проектирование, как средство обучения, развития и воспитания учащихся школ.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


21. Введение в обслуживающий труд

(2 кредита, 72 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: помочь студентам в осознании личностной и социальной значимости профессии учителя трудового обучения (обслуживающего труда).

Компетенции: АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

ПК-6-ЦО. Анализировать и оценивать педагогические явления и события прошлого в свете современного гуманитарного знания.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 72 часа, из них 36 аудиторных: 18 часов лекций и 18 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи введения в обслуживающий труд и предпринимательство. Основные направления развития технологического образования учащихся в Республике Беларусь. Введение в профессию преподавателя обслуживающего труда. Роль учителя трудового обучения в выполнении образовательных программ в средней общеобразовательной школе. Изучение образовательного стандарта по специальности, учебного плана, профильных дисциплин по специальности. Ознакомление с учебно-методической и материально-технической базой вуза и факультета для подготовки специалистов. Профессионально-педагогические качества и специальные компетенции  будущего учителя обслуживающего труда.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и практические занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


22. Технология швейного производства

(15 кредитов, 634 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: вооружение студентов знаниями в области технологии изготовления швейных изделий и организации швейного производства, формирование умений обработки деталей, узлов и швейных изделий.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

15 кредитов. Всего 634 часа, из них 262 аудиторных: 88 часов лекций и 174 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Общие сведения об одежде. Нормативно-техническая документация, применяемая при изготовлении швейных изделий. Общая характеристика способов и процессов изготовления одежды. Организация швейного производства. Общая характеристика подготовительно-раскройных работ. Ручные работы. Машинные работы. Влажно-тепловая обработка швейных изделий. Клеевое и сварное соединение деталей. Начальная обработка основных деталей. Обработка отдельных деталей и узлов изделия: карманов, застежек, воротников, манжет. Виды и обработка отделок. Технология изготовления поясных и плечевых изделий. Изготовление изделий с примерками. Ремонт одежды. Контроль качества. Требования к качеству готовых изделий.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


23. Основы конструирования и моделирования одежды

(12 кредитов, 468 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: освоение существующих методов проектирования одежды в системе человек-одежда-среда

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

Структура учебной дисциплины (модуля)

12 кредитов. Всего 468 часов, из них 196 аудиторных: 80 часов лекций и 116 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

История развития конструкции одежды. Характеристика внешней формы тела человека. Размерные стандарты взрослого и детского населения. Исходные данные для конструирования одежды. Методы и системы конструирования. Конструирование поясных изделий, женских плечевых изделий с различным покроем рукава, мужских плечевых изделий, детской одежды. Конструирование воротников. Техническое моделирование. Оформление конструктивно-декоративных элементов. Приемы разработки моделей по эскизу. Лекала, их виды и изготовление. Дефекты одежды, причины и способы устранения.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


24. Художественное проектирование одежды

(6 кредитов, 240 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: формирование знаний и умений по художественному проектированию костюма, изучение процесса создания утилитарно оправданной формы вещи, имеющей функциональную, конструктивную и эстетическую ценность, развитие творческого мышления студентов.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6 кредитов. Всего 240 часов, из них 124 аудиторных: 48 часов лекций и 76 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

История развития одежды. Исторический костюм. Народный костюм. Культура одежды. Мода. Стиль в одежде. Функции костюма. Фигура человека как объект проектирования одежды. Закономерности композиции костюма: сущность и законы композиции костюма, компоненты композиции костюма, средства композиции костюма. Зрительные иллюзии в костюме. Моделирование и художественное оформление женской, мужской, подростковой и детской одежды различного назначения. Проектирование комплектов и ансамблей костюма. Обновление одежды.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


25. Технология приготовления пищи

(11 кредитов, 422часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: повышение уровня теоретических знаний студентов в области научных основ обработки пищевых продуктов и практических умений по квалифицированному приготовлению разнообразных блюд и напитков.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

11 кредитов. Всего 422 часов, из них 208 аудиторных: 54 часа лекций и 154 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Физиологические основы рационального питания. Классификация посуды. Правила и способы сервировки стола. Первичная и тепловая обработка продуктов. Холодные и горячие блюда и закуски. Первые блюда. Вторые блюда из мяса и мясных продуктов, рыбы и морепродуктов, птицы. Соусы. Овощные блюда и гарниры Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Блюда из яиц и творога. Сладкие блюда. Горячие и холодные напитки. Кулинарные и кондитерские изделия из теста. Лечебное и диетическое питание. Особенности питания различных возрастных групп населения. Кухня народов мира.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


26. Товароведение пищевых продуктов

(2 кредита, 88 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: изучение факторов формирования и сохранения качества продовольственных товаров на стадиях производства, распределение, потребления и влияния содержащихся веществ в продуктах на усвояемость пищи и развитие организма.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 88 часов, из них 44 аудиторных: 12 часов лекций и 32 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Классификация пищевых товаров, их химический состав и пищевая ценность. Упаковка, транспортировка и хранение пищевых продуктов. Товароведение свежих и переработанных овощей и плодов, грибов, зерна и продуктов его переработки, хлебных и макаронных изделий, молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, рыбы и морепродуктов. Сахар и кондитерские товары. Яйца и яичные продукты. Пищевые жиры. Вкусовые товары.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


27. Методика преподавания обслуживающего труда

(9 кредитов, 362 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: вооружение будущих учителей обслуживающего труда теоретическими основами и методическими умениями осуществления трудовой подготовки школьников, необходимыми для оптимальной организации обучения и воспитания учащихся в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Компетенции: ПК-1-О. Эффективно реализовывать обучающую деятельность.

ПК-2-О. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

ПК-4-О. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов.

ПК-2-Р. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации.

ПК-5-ЦО. Организовывать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.

Структура учебной дисциплины (модуля)

9 кредитов. Всего 362 часа, из них 178 аудиторных: 82 часа лекций и 96 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи методики преподавания обслуживающего труда. Нормативно-методическая база преподавания учебного предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд». Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд». Системы и принципы обучения учащихся. Формы, методы и средства обучения учащихся. Учебно-материальная база преподавания обслуживающего труда. Планирование, подготовка, организация и проведение учителем учебных занятий по обслуживающему труду. Проверка и оценка знаний и умений в процессе обучения учащихся обслуживающему труду. Методики преподавания обслуживающего труда в 5-9 классах. Методические особенности преподавания отдельных разделов учебной программы. Организация внеучебной работы. Творческое проектирование. Профессиональная ориентация учащихся.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


28. Декоративно-прикладное искусство

(16 кредитов, 658 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: вооружение студентов теоретическими знаниями истории и теории традиционных видов декоративно-прикладного искусства, формирование у обучаемых практических умений в отдельных видах прикладной творческой деятельности, имеющих наибольшее эстетическое и экономическое значение и получивших распространение в практике обучения и воспитания в общеобразовательной школе и системе дополнительного образования.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

16 кредитов. Всего 658 часов, из них 354 аудиторных: 70 часов лекций и 284 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) как вид художественной деятельности. Возникновение и развитие ремесел и промыслов. Народные промыслы Беларуси. Композиционные особенности ДПИ. Приемы и средства композиции в ДПИ. Орнамент. Колористика. Сущность и приемы стилизации. Использование текстильных материалов в ДПИ. Традиции и технология ручной вышивки. Счетное вышивание. Свободное вышивание. Ручное вязание. Строение и приемы формирования полотна. Технологии вязания спицами и крючком. Технология изготовления гобелена. Ручное плетение «макраме». Ниточный дизайн. Роспись по ткани. Текстильная пластика. Природные и искусственные материалы в ДПИ. Аппликация, инкрустация, плетение, объемная пластика, роспись природных материалов. Низание, вышивание, тканье бисера. Скульптурные материалы. Принципы и формы организации прикладной творческой деятельности учащихся.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


29. Рисунок

(6,5 кредитов, 290 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: формирование графической культуры студентов на основании теоретического анализа истории развития учебного рисунка как вида графики, практической учебной и художественно-творческой деятельности, развития специальных умений и навыков реалистического изображения действительности.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6,5 кредитов. Всего 290 часов, из них 106 аудиторных: 18 часов лекций и 88 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Рисунок как основа изобразительного искусства. История развития учебного рисунка. Становление теоретических основ современного учебного рисунка. Русская и советская школа рисунка. Научные и методологические основы учебного рисунка. Проблема формы в учебном рисунке. Основные виды и формы учебного рисунка. Методы и приемы построения изображения.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


30. Оборудование швейного производства

(4 кредита, 158 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: изучение технологического оборудования, применяемого в швейном, подготовительном и раскройном производстве.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

4 кредита. Всего 158 часов, из них 62 аудиторных: 18 часов лекций и 44 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Исторический обзор развития швейного машиностроения. Общие сведения о швейных машинах. Детали швейных машин. Рабочие органы швейных машин. Машинные иглы: строение и классификация. Принцип образования челночного стежка. Классификация швейных машин. Прямострочные швейные машины цепного переплетения. Машины специального назначения. Стачивающе–обмёточные машины. Машины полуавтоматического действия. Приспособления к швейным машинам. Правила эксплуатации швейных машин. Неполадки в работе швейных машин. Оборудование для влажно–тепловой обработки. Оборудование подготовительно-раскройного производства.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


31. Основы материаловедения швейного производства

(3 кредита, 132 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: последовательное изучение студентами строения, состава и свойств текстильных материалов: волокон, пряжи, нитей, тканей и др., применяемых в швейном производстве при изготовлении одежды.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 132 часа, из них 72 аудиторных: 18 часов лекций и 54 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Текстильные волокна. Общие сведения о волокнах. Натуральные волокна. Химические нити и волокна. Основы технологии текстильного производства. Процесс прядения и ткачества. Отделка тканей. Состав, строение и свойства тканей. Волокнистый состав тканей. Строение тканей. Свойства тканей. Ассортимент тканей и других текстильных материалов. Характеристика ассортимента льняных и хлопчатобумажных тканей. Характеристика ассортимента шелковых  и шерстяных тканей. Ассортимент нетканых материалов для одежды. Ассортимент новых материалов, используемых при изготовлении одежды. Трикотажные полотна. Утепляющие, прикладные и отделочные материалы. Материалы для соединения деталей одежды. Фурнитура. Качество швейных материалов. Основные принципы выбора материалов для изделий. Уход за одеждой.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


32. Цветоведение

(6,5 кредитов, 238 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: формирование систематизированных знаний студентов по теории и практике цветовой организации изобразительного искусства

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6,5 кредитов. Всего 238 часов, из них 116 аудиторных: 36 часов лекций и 80 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Основные категории и проблемы учения о цвете. История развития цветовых предпочтений в искусстве древности и средневековья. История развития цветовых предпочтений в искусстве эпохи Возрождения. Десокрализация света и цветовых значений в искусстве. Физические основы цвета. Цветовые системы. Основные характеристики цвета как выразительного средства живописи. Типы цветовых контрастов. Психологическое воздействие цвета. Цветовые ассоциации. Семантика цвета. Цвет и форма. Пространство и цвет. Цвет как средство гармонизации архитектурной формы. Архитектурная колористика. Контраст и нюанс. Взаимодействие хроматических и ахроматических цветов. Родственная гамма. Приемы гармонизации. Контрастная гамма. Приемы гармонизации. Построение  гармонических  сочетаний  родственно-контрастных цветов (2-х, 3-х и 4-х цветов). Геометральное основание отбора цветов. Гармонические сочетания 3-х родственно-контрастных цветов. Гармонические сочетания 4-х родственно-контрастных цветов. Колорит. Проектирование цветовых схем реального и абстрактного объекта.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


33. Живопись

(5 кредитов, 190 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: формирование систематизированных знаний студентов по теории и практике живописи, цветовой организации живописного произведения на учебных занятиях.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5 кредитов. Всего 190 часов, из них 80 аудиторных: 28 часов лекций и 52 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Теоретические основы обучения живописи. Видовая структура живописи. Жанровая структура живописи. Основные категории и проблемы учения о цвете. Психологическое воздействие цвета. Ассоциации. Семантика. Типы колорита, их место в культуре и искусстве. Основы цветоведения. Теория гармонических сочетаний цветов. Технологии живописных материалов и техники живописи. Техника работы акварельными красками. Краткосрочные этюды овощей и фруктов. Натюрморт из сближенных по цвету предметов. Кратковременные этюды весенних цветов. Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками. Натюрморт из предметов, контрастных по цвету, на нейтральном по цвету фоне. Натюрморт из предметов домашнего обихода. Краткосрочные этюды двух постановок (фронтальный и боковой свет). Осенний натюрморт. Живопись натюрморта в интерьере. Натюрморт с гипсовой маской на ярком фоне. Живопись головы человека. Этюд фигуры с натюрмортом. Тематическая постановка. Фигура в интерьере (творческая работа).

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


34. Изобразительное искусство и методика преподавания

(7 кредитов, 244 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: формирование систематизированных знаний студентов по теории и практике изобразительного искусства и методике его преподавания в общеобразовательной школе.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность. СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения. ПК-1-О. Эффективно реализовывать обучающую деятельность. ПК-2-О. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся. ПК-4-О. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов. ПК-2-Р. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации. ПК-5-ЦО. Организовывать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 кредитов. Всего 244 часа, из них 130 аудиторных: 48 часов лекций, 18 часов практических занятий и 64 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Методика преподавания изобразительного искусства (МПИИ). Цели и задачи МПИИ. Структура предмета МПИИ. История развития методов преподавания ИИ. Формы и типы связи МПИИ с другими науками. ИИ как учебный предмет в общеобразовательной школе. Формы, методы и приемы обучения ИИ. Современные технологии в преподавании ИИ. Характеристика современных технологий используемых на уроках ИИ в общеобразовательной школе. Дифференцированный подход к учащимся на занятиях по ИИ. Методические рекомендации по применению современных технологий на уроках ИИ. Роль и место игры в процессе обучения ИИ. Современные способы активизации обучения. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности учащихся. Скульптура как вид ИИ. Композиция и дизайн. Батик.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


35. Специальный рисунок и графика

(6,5 кредитов, 224 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: формирование графической культуры студентов, развитие специальных умений и навыков организации графической композиции, реалистического изображения фигуры человека.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6,5 кредитов. Всего 224 часа, из них 136 аудиторных: 38 часов лекций, 14 часов практических занятий и 84 часа лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальный рисунок. Общие методы и приемы построения изображения головы и фигуры человека. Принципы пропорциональной соразмерности элементов в реалистическом изображении. Изучение и изображение головы человека. Рисунок фигуры человека с натуры. Рисунок античной гипсовой головы (Сократ, Каллеони). Зарисовка головы человека с натуры. Закономерности строения формы. Поясное изображение фигуры натурщика с кистями рук. Рисунок полуобнаженной фигуры человека в статичном положении. Графика. Искусство графики. Виды графики. Станковая графика. Книжная графика. Иллюстрирование художественной литературы. Прикладная графика. История возникновения и развития эстампа. Графические техники. Техники высокой печати. Гравюра. Техники высокой печати. Точка и линия в графике. Композиционные возможности прямой линии. Форма. Взаимосвязь формы и пространства. Образ, композиция, стиль в искусстве графики. Композиция как важнейший структурный принцип произведения графики. Эстамп. Техники высокой печати.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


36. Материаловедение изобразительного искусства

(6 кредитов, 198 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: формирование систематизированных знаний студентов по теории и практике использования изобразительных и выразительных средств в изобразительном искусстве.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6 кредитов. Всего 198 часов, из них 94 аудиторных: 32 часа лекций, 12 часов практических занятий и 50 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Технологии живописных материалов и техники живописи. Основа для живописи, её виды. Красочный слой. Пигменты и связующие. Свойства и особенности масляных художественных красок. Вспомогательные материалы для масляной живописи. Инструменты и оборудование для живописи. Технические приемы, используемые в масляной живописи. Покрывные лаки для масляной живописи. Свойства и особенности красок на водной основе. Техники монументальной живописи. Витраж, мозаика – специфика изобразительных средств. Графика как вид искусства, как технологический процесс. Материалы и технологии скульптуры. Печать с помощью клише. Монотипие. Диатипие. Акватипие. Восковые мелки ‑ технические и изобразительные возможности. Их сочетание с красками на водной основе. Бумага в изобразительном искусстве. Выцинанка. Искусство витража. Гратаж (гратто-графия). Выполнение творческой работы в смешанной технике.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: экзамен

       


37. Эстетика быта

(3 кредита, 134 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: вооружение студентов знаниями и практическими умениями в области эстетики быта, прикладного дизайна, бытовой и производственной этики, необходимыми для организации обучения обслуживающему труду.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 134 часа, из них 84 аудиторных: 14 часов лекций и 70 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Предмет и задачи дисциплины «Эстетика быта». Эстетика жилища. Этикет. История развития этикета. Этика поведения человека. Культура еды и поведения за столом в историческом развитии. Основные правила гостеприимства. Азы хозяйствования. Комнатные растения в интерьере помещения. Оформление букетов из искусственных цветов. Изготовление бутоньерок. Столовая посуда. Столовые приборы. Сервировка и оформление стола. Оформление тематического праздничного стола. Сервировка стола к завтраку. Сервировка стола к обеду. Сервировка стола к ужину. Изготовление кувертных карточек. Изготовление карт меню. Формы складывания салфеток. Формы: ракета, колпачек, свеча и т.д. Оформление подарков. Составление меню..

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


38. Педагогические технологии в трудовом обучении

(2,5 кредита, 98 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе І ступени по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство»

Цель, компетенции

Цель: подготовка будущих учителей обслуживающего труда к инновационной деятельности в процессе преподавания трудового обучения

Компетенции: ПК-1-О. Эффективно реализовывать обучающую деятельность.

ПК-2-О. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

ПК-4-О. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов.

ПК-2-Р. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации.

ПК-5-ЦО. Организовывать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2,5 кредита. Всего 98 часов, из них 52 аудиторных: 12 часов лекций и 40 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Педагогические  технологии и их классификации. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности. Проблемное обучение. Метод проектов. Технологии дидактических игр. Технологии развивающего обучения. Технология портфолио. Личностно-ориентированные образовательные технологии. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Технология разноуровневого обучения. Технология адаптивного обучения. Технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. Модульное обучение. Технология рефлексии в педагогическом процессе.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       


39. Инженерная графика

(9 кредитов, 316 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе І ступени по специальности «Профессиональное обучение (строительство)»

Цель, компетенции

Цель: формировании у студентов системы графических знаний, умений и навыков, усвоение научных понятий, овладение способами их применения на практике.

Компетенции: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

Структура учебной дисциплины (модуля)

9 кредитов. Всего 316 часов, из них 140 аудиторных: 36 часов лекций, 86 часов практических занятий и 18 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачёт

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Начертательная геометрия. Проекционное и техническое черчение. Машиностроительное черчение. Строительное черчение.

Методы: словесные, наглядные и практические.

Формы: лекционные, практические и лабораторные занятия

1. Текущая аттестация: тесты

2. Итоговая аттестация: зачёт

       

 

 

 

Заведующий кафедрой технологического образования                                                           С.Я. Астрейко


АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

АК-11. Уметь регулировать образовательные ПК-3-Оотношения и взаимодействия в педагогическом процессе.

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

СЛК-7. Быть способным к осуществлению самообразования и самосовершенствования профессиональной деятельности.

СЛК-8. Быть способным к реализации ценностно-ориентационной деятельности.

ПК-1-О. Эффективно реализовывать обучающую деятельность.

ПК-2-О. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

ПК-3-О. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения.

ПК-4-О. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов.

ПК-5-О. Организовывать самостоятельную работу обучающихся.

ПК-1-В. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность.

ПК-2-В. Использовать оптимальные методы, формы, средства воспитания.

ПК-3-В. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.

ПК-4-В. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.

ПК-5-В. Формировать базовые компоненты культуры личности воспитанника.

ПК-6-В. Эффективно осуществлять технологию деятельности классного руководителя.

ПК-1-Р. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве учителя-предметника и классного руководителя.

ПК-2-Р. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации.

ПК-3-Р. Развивать уровень учебных возможностей обучающихся на основе системной педагогической диагностики.

ПК-4-Р. Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую  деятельность с воспитанниками.

ПК-5-Р. Предупреждать и преодолевать школьную неуспеваемость.

ПК-6-Р. Осуществлять профилактику девиантного поведения подростков.

ПК-1-ЦО. Эффективно реализовывать ценностно-ориентационную деятельность с воспитанниками и родителями.

ПК-2-ЦО. Формулировать диагностично образовательные и воспитательные цели.

ПК-3-ЦО. Оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития.

ПК-4-ЦО. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности.

ПК-5-ЦО. Организовывать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.

ПК-6-ЦО. Анализировать и оценивать педагогические явления и события прошлого в свете современного гуманитарного знания.

Дополнительная информация