Каталог дисциплин кафедры биологии и экологии

Безопасность жизнедеятельности человека

(2 кредита, 76 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Цель, компетенции

Цель: формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.

Компетенции: Академические. АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

Социально-личностные СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения.

Профессиональные. ПК-15. Контролировать соблюдение норм охраны груда, техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на производстве, обеспечивать обучение персонала правилам техники безопасности на производстве. ПК-16. Осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов по охране окружающей среды на предприятиях и в процессе осуществления производственной деятельности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 76 часов, из них 50 аудиторных: 22 часа лекций, 6 часов УСРС и 22 часа практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает обязательные для изучения следующие дисциплины.

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, опасных факторах и их воздействии на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду, а также средствах и способах защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих вследствие военных действий.

Радиационная безопасность – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о мероприятиях по охране здоровья человека, общества и популяции в целом от вредного воздействия ионизирующих излучений.

Основы энергосбережения – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний и умений эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции,

практические занятия,

управляемая самостоятельная работа

студентов

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

 

 

Возрастная физиология и школьная гигиена

(58 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени  специальностей «Немецкий язык. Английский язык» (2 з.е.), «Английский язык. Немецкий язык»  (2 з.е.), «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)» (2 з.е.) учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена».

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальностям «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» (2 з.е.), «Технический труд и предпринимательство» (2 з.е.), «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)» (1,5 з.е.), «Математика и информатика» (2 з.е.), «Логопедия» (1,5 з.е.), «Начальное образование» (1,5 з.е.), «История и обществоведческие дисциплины» учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена».

Цель, компетенции

Цель: создание углубленных знаний об основных функциональных системах человека, об их возрастных изменениях; о биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков; создание целостного представления о феномене здоровья и мерах профилактики наиболее частых видов школьных аномалий; ознакомление с базовыми гигиеническими школьными нормативами, призванными поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии.

Компетенции: Академические. Специалист  должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные. Специалист  должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Профессиональные. Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

 Всего 58 часов, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций, 14 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная  дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» обеспечивает объем знаний о возрастных особенностях различных функциональных систем, биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков.

В рамках изучения дисциплины изложены физиолого-гигиенические основы построения учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся, базовые гигиенические школьные нормативы, позволяющие поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии.

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия

 

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

 

 

Основы медицинских знаний

(7 кредитов, 202 часа)

Место в образова-тельном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Цель, компетенции

Цель: сформировать у студентов четкое представление об организме человека как целостной, многоуровневой, саморегулирующейся, динамической системе; обучить студентов основам медицинских знаний, подготовить к работе по оказанию неотложной помощи, уходу за больными.

Компетенции: Академические. Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные. Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьябережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-7. Владеть способностью формирования этического сознания. Профессиональные. Выпускник должен: ПК-16. Использовать в практической деятельности: социальную сущность определения здоровья, регламентируемую Уставом Всемирной организации здравоохранения, международную классификацию функционирования. ПК-17. Анализировать социальные составляющие, входящие в сферу социальной медицины, используя их для социальной защиты человека через профилактику болезней, обусловленных социальными факторами, включая профессиональные вредности, производственный и бытовой травматизм, социальные детерминанты здоровья, этические ценности социальной работы.ПК-18. Разрабатывать проекты общенациональной интегрированной пpoгpаммы профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечивая реализацию социальных компонентов. ПК-19. Осуществлять социальные мероприятия по снижению распространенности в обществе поведенческих факторов риска основных неинфекционных заболеваний (употребление алкоголя, курение табака, гиподинамия, психологический стресс) с конституции и темперамента клиента. ПК-20. Оценивать уровень риска неинфекционных заболеваний и осуществлять профилактические меры на индивидуальном, групповом и популяционном уровне, включая лекционную деятельность и взаимодействие со средствами массовой информации. ПК-21. Определять структуру ограничений жизнедеятельности лиц, страдающих социальной недостаточностью, вследствие медицинских, социальных, психологических причин: инвалиды; дети-инвалиды; лица, страдающие зависимостями; пожилые; лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях; бывшие заключенные и др. ПК-22. Обеспечивать социальный блок работы в деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий. ПК-23. Формулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, исходя из соответствующей международной классификации. ПК-24. Выполнять социально-реабилитационные функции в бригадной форме организации реабилитационной работы, разрабатывать и обеспечивать реализацию социального и профессионального блоков индивидуальной программы реабилитации. ПК-25. Обеспечивать профессиональную диагностику и профориентацию лиц с ограничениями жизнедеятельности. ПК-26. Осуществлять комплекс социально-реабилитационных мер, диктуемых Конвенцией о правах инвалидов, проводить информационно-просветительскую работу по социальным проблемам инвалидности и социальной недостаточности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 кредитов. Всего 202 часа, из них 102 аудиторных: 22 часа лекций, 8 часов УСРС, 34 часа практических занятий 38 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний» для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений содержит необходимые сведения по медико-гигиеническому воспитанию, оказанию первой помощи при неотложных состояниях, уходу за больными и пострадавшими.

 

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции,

практические и лабораторные занятия,

управляемая самостоятельная работа

студентов

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

 

 

Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста

(2,5 кредита, 96 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «Дошкольное образование»

Цель, компетенции

Цель: обучение студентов педагогического вуза санитарно-гигиеническим навыкам ухода за здоровым и больным ребенком на этапах его развития, профилактике и диагностике часто встречающихся функциональных расстройств и заболеваний.

Компетенции: Академические (АК–1-9): Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные (СЛК–1,3,4,5,6,8):  Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Профессиональные (ПК–3,4,6,7,13,18,22): Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.

ПК-6. Организовывать самостоятельную работу детей дошкольного возраста. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога учреждения дошкольного образования. ПК-18. Осуществлять профилактику нарушений в развитии эмоциональной и поведенческой сфер детей дошкольного возраста. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2,5 кредита. Всего 96 часов, из них 34 аудиторных: 14 часов лекций, 4 часа УСРС и 16 часов практических занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная дисциплина «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» содержит необходимые для будущих работников дошкольных учреждений сведения по гигиене и педиатрии. Теоретические сведения и практические на­выки, полученные студентами при изучении курса, помогут им в будущем участвовать в работе по охране и укреплению здоровья и физическому совершенствованию детей раннего и дошкольного возраста. Использованы современные взгляды на характер и закономерности развития ребенка различных периодов детства. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», формируют у них навыки ухода, как за здоровым, так и за больным ребенком с учетом его возрастных особенностей.

 

Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия, управляемая самостоятельная работа

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы

 

 

Спортивная медицина

(5 кредитов, 216 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа  с указанием вида спорта

Цель, компетенции

Цель: приобретение научных и практических знаний для эффективного использования средств и методов физического воспитания и спорта для укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов занимающихся.

Компетенции: Академические. Специалист должен: АК-1.  Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2.  В системным и сравнительным анализом. АК-3.  Владеть исследовательскими навыками. АК-4.  Уметь работать самостоятельно. АК-5.  Творчески подходить к решению задач профессиональной деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма. АК-6.  Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-7.  Иметь навыки, связанные с использованием современных информационных технологий. АК-8.  Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9.  Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные. Специалист должен: СЛК-10.  Обладать качествами гражданственности.

СЛК-11.  Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. СЛК-12.  Пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иным иностранным языком как средством делового общения. СЛК-13.  Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. СЛК-14.  Уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм. СЛК-15.  Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия. СЛК-16.  Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях. СЛК-17.  Быть способным к критике и самокритике. СЛК-18.  Уметь работать в команде. Профессиональные (ПК–19-22): требования  к профессиональным компетенциям специалиста. Специалист должен: ПК-19.  Формировать у занимающихся физическую культуру личности. ПК-20.  Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности. ПК-21.  Формировать у занимающихся систему научных знаний, умений, навыков и готовность к их использованию в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и самосовершенствования. ПК-22.  Осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5 кредитов. Всего 216 часов, из них 100 аудиторных: 50 часов лекций,  42 часа практических занятий, 8 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Дисциплина «Спортивная медицина» содержит специальную медицинскую информацию, необходимую для правильного построения тренировочного процесса, совершенствования спортивного мастерства, определения оптимума физических нагрузок, диагностики перетренированности спортсмена, профилактики заболеваний и травм, предпатологических и патологических состояний, индивидуализации использования медицинских средств восстановления спортивной и физической работоспособности.

Дисциплина «Спортивная медицина»  является обобщающим циклом медико-биологической подготовки студентов факультета физической культуры педагогического университета – будущих педагогов, тренеров, методистов.

 

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические и семинарские занятия

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

 

 

ГЕНЕТИКА

(5 зачетных единиц, 196 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Цель, задачи, компетенции

Целью курса является формирование научного взгляда на генетические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организмов, их развитие и размножение, а также изучение механизмов наследственности и изменчивости организмов с использованием классических подходов и новейших достижений в области молекулярной генетики, биотехнологии и генетической инженерии

Задачей учебной дисциплины является ознакомление студентов с основами классической и современной генетики, а также фундаментальными и прикладными достижениями этой науки.

В результате изучения генетики студент должен знать:

- перспективы развития современной генетики;

- молекулярные основы наследственности;

- пути переноса наследственной информации в клетке,

регуляцию экспрессии генов, наследственную и ненаследственную изменчивость;

- генетические основы онтогенеза.

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

- решать генетические задачи;

- анализировать данные с помощью методов биологической статистики.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5 з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Ееоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Лабораторный курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).

 

2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос, тестирование

 

 

2. Защита лабораторных заданий.

3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач.

 

 

ГЕНЕТИКА

(5,5 зачетных единиц, 196 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Целью преподавания и изучения дисциплины «Генетика» является формирование у студентов системы знаний по классической и современной генетике, как науке о наследственности и изменчивости организмов.

Задачи:

•сформировать у студентов теоретические знания по предмету;

•научить решать генетические задачи разных уровней сложности по изучаемым разделам;

•научить основам генетического анализа на примере решения генетических задач, практической работы с дрозофилой, анализа данных, полученных при выполнении заданий полевой практики;

•научить находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах, требующих объяснения с позиций генетики.

В результате изучения генетики студент должен знать:

•историю развития генетики и ее место в современной системе биологических наук;

•задачи и перспективы развития современной генетики;

•материальные основы наследственности;

•закономерности наследования признаков;

•пути переноса наследственной информации в клетке;

•механизмы  регуляции экспрессии генов;

•типы изменчивости организмов;

•генетические основы онтогенеза;

•генетическую характеристику популяций;

•генетические основы селекции.

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

•решать генетические задачи;

•иметь навыки работы с одной из генетических тест-систем;

•уметь анализировать полученные данные с помощью методов биологической статистики;

•находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5, з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Лабораторный курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).

 

2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос, тестирование

 

 

2. Защита лабораторных заданий.

3. Проверка эссе, рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач.

 

 

Методика преподавания биологии

(7 зачетных единиц, 274 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности

1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Цель – формирование у будущих учителей системы методических знаний, способов деятельности и творческого опыта, обеспечивающих эффективное  осуществление процесса обучения биологии.

Задачи:

-формирование системы понятий и представлений о формах, методах и технологиях обучения биологии в общеобразовательной школе;

-выработка профессиональных практических навыков преподавания биологии;  -развитие на основе методических знаний мировоззренческих и  социокультурных компетенций для решения профессиональных задач,  исполнения социальных, гражданских и личностных функций в современном  обществе.

В результате изучения учебной дисциплины студент  должен знать:

-систему биологических понятий, формируемых в средней школе;

-цели, задачи, структуру и содержание школьного биологического  образования;

-современные технологии, методы и средства обучения биологии;

-системы управления и организации познавательной деятельности учащихся;

-классификацию и методику постановки школьных опытов и наблюдений;

-критерии оценки знаний и умений при выполнении школьных опытов и  наблюдений;

-направления и формы воспитательной работы по биологии;

-основы организации кабинета биологии и школьного эколого- биологического комплекса.

уметь:

-использовать знания по специальным дисциплинам биологического цикла в  педагогической, методической, научно-исследовательской деятельности;

-оценивать созданные методики преподавания биологии в ситуации  обновления школьной биологии;

-использовать природный материал для изготовления наглядных пособий,  ТСО, компьютерные программы в профессиональной деятельности;

-использовать опыты и наблюдения, их результаты для организации  познавательной деятельности учащихся;

-оценивать знания и умения учащихся при организации урочной, внеурочной и внеклассной работы учащихся по биологии при выполнении опытов и наблюдений;

-анализировать перспективы развития школьного биологического образования.

владеть:

-дидактическим инструментарием современных педагогических технологий;

-методикой рационального построения уроков разных типов;

-методикой проведения школьных биологических экскурсий;

-методикой организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 з.е. Всего 274 часа, из них аудиторных 120 часа (распределение по видам занятий: лекции - 56 часа, лабораторные -18 часа, практические занятия - 30 часа, семинарские -16ч. Зачеты - 4,5,6 семестр. Итоговая форма контроля – экзамен, 7 семестр.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

2.Практический и лабораторный курс

 

 

3. Самостоятельная работа студентов

 

4. Производственная практика 

Развивающий, продуктивный. Лекция.

2. Личностно-ориентированный. Лабораторные и практические занятия.

3.Исследовательский. Эссе, рефераты.

4.Практический способ деятельности

1. Фронтальный опрос

 

2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного  урока;

3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

Мониторинг результатов  учебно-познавательной деятельности студентов  осуществляется путем  диагностики и контроля  знаний в ходе собеседований,  коллоквиумов, контрольных  работ, зачетов, экзамена,  курсового проектирования.

 

 

Методика преподавания биологии с основами воспитательной работы

(4,5 зачетных единиц, 172 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Цель, задачи, компетенции

Цель учебной дисциплины - формирование системы знаний о методах и  технологиях преподавания биологии, а также формах и методах организации  воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

Задачи:

- сформировать представления о технологиях, методах и приемах обучения  биологии в учреждениях общего среднего образования;

- создать базу для выработки профессиональных практических навыков  преподавания биологических предметов во время прохождения педагогической  практики;

- сформировать представления о принципах, методах и формах организации воспитательной работы со школьниками на уроках и во  внеклассной работе, с учетом профессиональной специфики учителя биологии.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

-задачи изучения биологии на разных ступенях общеобразовательной школы;

-методы, формы и технологии обучения биологии;

-структуру школьных курсов биологии;

-современные инновационные концепции в преподавании биологии;

-задачи средней школы в сфере воспитания;

-основные направления воспитательной работы;

-основные формы и методы работы в сфере общекультурного воспитания,

нравственного, экологического воспитания, воспитания деловых качеств  личности;

-формы организации совместной работы педагога, коллектива школьников  и общественных организаций в реализации задач воспитания;

 уметь:

-определять номенклатуру учебных задач;

-планировать и реализовывать систему учебных занятий по биологии;

-осуществлять дидактически оптимальный выбор методов обучения  биологии;  - проводить тематические экскурсии по биологии;

-осуществлять системный контроль знаний, умений и навыков на уроках  биологии;

-использовать элементы инновационных образовательных технологий  (групповой, модульной, СЗМ и др.) в преподавании биологии;

-планировать систему воспитательной работы в рамках задач классного  руководителя;

-организовывать и проводить основные формы воспитательной работы со  школьниками (классный час, диспут, турпоход, обсуждение, собрание и др.);

-устанавливать эффективное общение с обучающимися в целях реализации задач воспитания;

 владеть:

-основными методами контроля знаний и организации образовательной  деятельности обучающихся;

-навыками использования технических (в том числе электронных) средств  обучения;

-основными приемами воспитательного взаимодействия с обучающимися,  планирования и организации воспитательных дел.

Структура учебной дисциплины (модуля)

4,5 з.е. Всего 172 часа, из них аудиторных 64 часа (распределение по видам занятий: лекции - 32 часа, практические занятия - 32 часа). Итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Практический курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция.

 

 

2. Частично-поисковый. Разработка студентом тренажного урока.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос

 

2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного урока.

3. Рефераты с выставлением отметок по 10-балльной шкале, устный опрос.

Итоговый контроль – экзамен (устная форма).

 

 

ЭКОЛОГИЯ

(4 зачетных единиц, 136 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Целью курса является усвоение студентами современных научных  знаний о биосистемах и их взаимодействии со средой. 

В задачи дисциплины входит

- овладение основными понятиями экологии;

- усвоение законов структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем;

-получение знаний о современных глобальных и региональных экологических проблемах и понимание причин их возникновения;

- определение роли человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы.

В результате изучения студент должен знать:

 - основные понятия, законы структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем;

- современные глобальные и региональные экологические проблемы и  причины их возникновения;

- роль человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы:

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

-использовать основные законы экологии в практической деятельности;

- использовать экологические методы исследования в природных и  искусственных биосистемах.

Структура учебной дисциплины (модуля)

4 з.е. Всего 136 часа, из них 72 аудиторных: 48 часов лекций и 24 часов практических занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретический курс

 

 

2.Практический курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение, компетентностный подход. Лекция.

2. Проблемное обучение, коммуникативные технологии. Практическое занятие.

3. Компетентностный подход.

1. Фронтальный опрос.

 

 

2. Защита заданий. Выставление оценки в ходе дискуссий, опросов.

3. Тестовый контроль. Оценка рефератов.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех практических работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (устная форма).

 

 

 

Безопасность жизнедеятельности человека

(2 кредита, 76 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Цель, компетенции

Цель: формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.

Компетенции: Академические. АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

Социально-личностные СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения.

Профессиональные. ПК-15. Контролировать соблюдение норм охраны груда, техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на производстве, обеспечивать обучение персонала правилам техники безопасности на производстве. ПК-16. Осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов по охране окружающей среды на предприятиях и в процессе осуществления производственной деятельности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 76 часов, из них 50 аудиторных: 22 часа лекций, 6 часов УСРС и 22 часа практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает обязательные для изучения следующие дисциплины.

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, опасных факторах и их воздействии на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду, а также средствах и способах защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих вследствие военных действий.

Радиационная безопасность – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о мероприятиях по охране здоровья человека, общества и популяции в целом от вредного воздействия ионизирующих излучений.

Основы энергосбережения – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний и умений эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции,

практические занятия,

управляемая самостоятельная работа

студентов

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

 

 

Возрастная физиология и школьная гигиена

(58 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени  специальностей «Немецкий язык. Английский язык» (2 з.е.), «Английский язык. Немецкий язык»  (2 з.е.), «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)» (2 з.е.) учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена».

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальностям «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» (2 з.е.), «Технический труд и предпринимательство» (2 з.е.), «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)» (1,5 з.е.), «Математика и информатика» (2 з.е.), «Логопедия» (1,5 з.е.), «Начальное образование» (1,5 з.е.), «История и обществоведческие дисциплины» учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена».

Цель, компетенции

Цель: создание углубленных знаний об основных функциональных системах человека, об их возрастных изменениях; о биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков; создание целостного представления о феномене здоровья и мерах профилактики наиболее частых видов школьных аномалий; ознакомление с базовыми гигиеническими школьными нормативами, призванными поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии.

Компетенции: Академические. Специалист  должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные. Специалист  должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Профессиональные. Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

 Всего 58 часов, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций, 14 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная  дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» обеспечивает объем знаний о возрастных особенностях различных функциональных систем, биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков.

В рамках изучения дисциплины изложены физиолого-гигиенические основы построения учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся, базовые гигиенические школьные нормативы, позволяющие поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии.

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия

 

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

 

 

Основы медицинских знаний

(7 кредитов, 202 часа)

Место в образова-тельном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Цель, компетенции

Цель: сформировать у студентов четкое представление об организме человека как целостной, многоуровневой, саморегулирующейся, динамической системе; обучить студентов основам медицинских знаний, подготовить к работе по оказанию неотложной помощи, уходу за больными.

Компетенции: Академические. Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные. Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьябережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-7. Владеть способностью формирования этического сознания. Профессиональные. Выпускник должен: ПК-16. Использовать в практической деятельности: социальную сущность определения здоровья, регламентируемую Уставом Всемирной организации здравоохранения, международную классификацию функционирования. ПК-17. Анализировать социальные составляющие, входящие в сферу социальной медицины, используя их для социальной защиты человека через профилактику болезней, обусловленных социальными факторами, включая профессиональные вредности, производственный и бытовой травматизм, социальные детерминанты здоровья, этические ценности социальной работы.ПК-18. Разрабатывать проекты общенациональной интегрированной пpoгpаммы профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечивая реализацию социальных компонентов. ПК-19. Осуществлять социальные мероприятия по снижению распространенности в обществе поведенческих факторов риска основных неинфекционных заболеваний (употребление алкоголя, курение табака, гиподинамия, психологический стресс) с конституции и темперамента клиента. ПК-20. Оценивать уровень риска неинфекционных заболеваний и осуществлять профилактические меры на индивидуальном, групповом и популяционном уровне, включая лекционную деятельность и взаимодействие со средствами массовой информации. ПК-21. Определять структуру ограничений жизнедеятельности лиц, страдающих социальной недостаточностью, вследствие медицинских, социальных, психологических причин: инвалиды; дети-инвалиды; лица, страдающие зависимостями; пожилые; лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях; бывшие заключенные и др. ПК-22. Обеспечивать социальный блок работы в деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий. ПК-23. Формулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, исходя из соответствующей международной классификации. ПК-24. Выполнять социально-реабилитационные функции в бригадной форме организации реабилитационной работы, разрабатывать и обеспечивать реализацию социального и профессионального блоков индивидуальной программы реабилитации. ПК-25. Обеспечивать профессиональную диагностику и профориентацию лиц с ограничениями жизнедеятельности. ПК-26. Осуществлять комплекс социально-реабилитационных мер, диктуемых Конвенцией о правах инвалидов, проводить информационно-просветительскую работу по социальным проблемам инвалидности и социальной недостаточности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 кредитов. Всего 202 часа, из них 102 аудиторных: 22 часа лекций, 8 часов УСРС, 34 часа практических занятий 38 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний» для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений содержит необходимые сведения по медико-гигиеническому воспитанию, оказанию первой помощи при неотложных состояниях, уходу за больными и пострадавшими.

 

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции,

практические и лабораторные занятия,

управляемая самостоятельная работа

студентов

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

 

 

Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста

(2,5 кредита, 96 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «Дошкольное образование»

Цель, компетенции

Цель: обучение студентов педагогического вуза санитарно-гигиеническим навыкам ухода за здоровым и больным ребенком на этапах его развития, профилактике и диагностике часто встречающихся функциональных расстройств и заболеваний.

Компетенции: Академические (АК–1-9): Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные (СЛК–1,3,4,5,6,8):  Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Профессиональные (ПК–3,4,6,7,13,18,22): Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.

ПК-6. Организовывать самостоятельную работу детей дошкольного возраста. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога учреждения дошкольного образования. ПК-18. Осуществлять профилактику нарушений в развитии эмоциональной и поведенческой сфер детей дошкольного возраста. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2,5 кредита. Всего 96 часов, из них 34 аудиторных: 14 часов лекций, 4 часа УСРС и 16 часов практических занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная дисциплина «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» содержит необходимые для будущих работников дошкольных учреждений сведения по гигиене и педиатрии. Теоретические сведения и практические на­выки, полученные студентами при изучении курса, помогут им в будущем участвовать в работе по охране и укреплению здоровья и физическому совершенствованию детей раннего и дошкольного возраста. Использованы современные взгляды на характер и закономерности развития ребенка различных периодов детства. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», формируют у них навыки ухода, как за здоровым, так и за больным ребенком с учетом его возрастных особенностей.

 

Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия, управляемая самостоятельная работа

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы

 

 

Спортивная медицина

(5 кредитов, 216 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа  с указанием вида спорта

Цель, компетенции

Цель: приобретение научных и практических знаний для эффективного использования средств и методов физического воспитания и спорта для укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов занимающихся.

Компетенции: Академические. Специалист должен: АК-1.  Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2.  В системным и сравнительным анализом. АК-3.  Владеть исследовательскими навыками. АК-4.  Уметь работать самостоятельно. АК-5.  Творчески подходить к решению задач профессиональной деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма. АК-6.  Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-7.  Иметь навыки, связанные с использованием современных информационных технологий. АК-8.  Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9.  Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные. Специалист должен: СЛК-10.  Обладать качествами гражданственности.

СЛК-11.  Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. СЛК-12.  Пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иным иностранным языком как средством делового общения. СЛК-13.  Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. СЛК-14.  Уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм. СЛК-15.  Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия. СЛК-16.  Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях. СЛК-17.  Быть способным к критике и самокритике. СЛК-18.  Уметь работать в команде. Профессиональные (ПК–19-22): требования  к профессиональным компетенциям специалиста. Специалист должен: ПК-19.  Формировать у занимающихся физическую культуру личности. ПК-20.  Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности. ПК-21.  Формировать у занимающихся систему научных знаний, умений, навыков и готовность к их использованию в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и самосовершенствования. ПК-22.  Осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5 кредитов. Всего 216 часов, из них 100 аудиторных: 50 часов лекций,  42 часа практических занятий, 8 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Дисциплина «Спортивная медицина» содержит специальную медицинскую информацию, необходимую для правильного построения тренировочного процесса, совершенствования спортивного мастерства, определения оптимума физических нагрузок, диагностики перетренированности спортсмена, профилактики заболеваний и травм, предпатологических и патологических состояний, индивидуализации использования медицинских средств восстановления спортивной и физической работоспособности.

Дисциплина «Спортивная медицина»  является обобщающим циклом медико-биологической подготовки студентов факультета физической культуры педагогического университета – будущих педагогов, тренеров, методистов.

 

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические и семинарские занятия

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

 

 

ГЕНЕТИКА

(5 зачетных единиц, 196 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Цель, задачи, компетенции

Целью курса является формирование научного взгляда на генетические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организмов, их развитие и размножение, а также изучение механизмов наследственности и изменчивости организмов с использованием классических подходов и новейших достижений в области молекулярной генетики, биотехнологии и генетической инженерии

Задачей учебной дисциплины является ознакомление студентов с основами классической и современной генетики, а также фундаментальными и прикладными достижениями этой науки.

В результате изучения генетики студент должен знать:

- перспективы развития современной генетики;

- молекулярные основы наследственности;

- пути переноса наследственной информации в клетке,

регуляцию экспрессии генов, наследственную и ненаследственную изменчивость;

- генетические основы онтогенеза.

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

- решать генетические задачи;

- анализировать данные с помощью методов биологической статистики.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5 з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Ееоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Лабораторный курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).

 

2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос, тестирование

 

 

2. Защита лабораторных заданий.

3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач.

 

 

ГЕНЕТИКА

(5,5 зачетных единиц, 196 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Целью преподавания и изучения дисциплины «Генетика» является формирование у студентов системы знаний по классической и современной генетике, как науке о наследственности и изменчивости организмов.

Задачи:

•сформировать у студентов теоретические знания по предмету;

•научить решать генетические задачи разных уровней сложности по изучаемым разделам;

•научить основам генетического анализа на примере решения генетических задач, практической работы с дрозофилой, анализа данных, полученных при выполнении заданий полевой практики;

•научить находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах, требующих объяснения с позиций генетики.

В результате изучения генетики студент должен знать:

•историю развития генетики и ее место в современной системе биологических наук;

•задачи и перспективы развития современной генетики;

•материальные основы наследственности;

•закономерности наследования признаков;

•пути переноса наследственной информации в клетке;

•механизмы  регуляции экспрессии генов;

•типы изменчивости организмов;

•генетические основы онтогенеза;

•генетическую характеристику популяций;

•генетические основы селекции.

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

•решать генетические задачи;

•иметь навыки работы с одной из генетических тест-систем;

•уметь анализировать полученные данные с помощью методов биологической статистики;

•находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5, з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Лабораторный курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).

 

2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос, тестирование

 

 

2. Защита лабораторных заданий.

3. Проверка эссе, рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач.

 

 

 

Методика преподавания биологии

(7 зачетных единиц, 274 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности

1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Цель – формирование у будущих учителей системы методических знаний, способов деятельности и творческого опыта, обеспечивающих эффективное  осуществление процесса обучения биологии.

Задачи:

-формирование системы понятий и представлений о формах, методах и технологиях обучения биологии в общеобразовательной школе;

-выработка профессиональных практических навыков преподавания биологии;  -развитие на основе методических знаний мировоззренческих и  социокультурных компетенций для решения профессиональных задач,  исполнения социальных, гражданских и личностных функций в современном  обществе.

В результате изучения учебной дисциплины студент  должен знать:

-систему биологических понятий, формируемых в средней школе;

-цели, задачи, структуру и содержание школьного биологического  образования;

-современные технологии, методы и средства обучения биологии;

-системы управления и организации познавательной деятельности учащихся;

-классификацию и методику постановки школьных опытов и наблюдений;

-критерии оценки знаний и умений при выполнении школьных опытов и  наблюдений;

-направления и формы воспитательной работы по биологии;

-основы организации кабинета биологии и школьного эколого- биологического комплекса.

уметь:

-использовать знания по специальным дисциплинам биологического цикла в  педагогической, методической, научно-исследовательской деятельности;

-оценивать созданные методики преподавания биологии в ситуации  обновления школьной биологии;

-использовать природный материал для изготовления наглядных пособий,  ТСО, компьютерные программы в профессиональной деятельности;

-использовать опыты и наблюдения, их результаты для организации  познавательной деятельности учащихся;

-оценивать знания и умения учащихся при организации урочной, внеурочной и внеклассной работы учащихся по биологии при выполнении опытов и наблюдений;

-анализировать перспективы развития школьного биологического образования.

владеть:

-дидактическим инструментарием современных педагогических технологий;

-методикой рационального построения уроков разных типов;

-методикой проведения школьных биологических экскурсий;

-методикой организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 з.е. Всего 274 часа, из них аудиторных 120 часа (распределение по видам занятий: лекции - 56 часа, лабораторные -18 часа, практические занятия - 30 часа, семинарские -16ч. Зачеты - 4,5,6 семестр. Итоговая форма контроля – экзамен, 7 семестр.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

2.Практический и лабораторный курс

 

 

3. Самостоятельная работа студентов

 

4. Производственная практика 

Развивающий, продуктивный. Лекция.

2. Личностно-ориентированный. Лабораторные и практические занятия.

3.Исследовательский. Эссе, рефераты.

4.Практический способ деятельности

1. Фронтальный опрос

 

2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного  урока;

3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

Мониторинг результатов  учебно-познавательной деятельности студентов  осуществляется путем  диагностики и контроля  знаний в ходе собеседований,  коллоквиумов, контрольных  работ, зачетов, экзамена,  курсового проектирования.

 

 

 

Методика преподавания биологии с основами воспитательной работы

(4,5 зачетных единиц, 172 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Цель, задачи, компетенции

Цель учебной дисциплины - формирование системы знаний о методах и  технологиях преподавания биологии, а также формах и методах организации  воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

Задачи:

- сформировать представления о технологиях, методах и приемах обучения  биологии в учреждениях общего среднего образования;

- создать базу для выработки профессиональных практических навыков  преподавания биологических предметов во время прохождения педагогической  практики;

- сформировать представления о принципах, методах и формах организации воспитательной работы со школьниками на уроках и во  внеклассной работе, с учетом профессиональной специфики учителя биологии.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

-задачи изучения биологии на разных ступенях общеобразовательной школы;

-методы, формы и технологии обучения биологии;

-структуру школьных курсов биологии;

-современные инновационные концепции в преподавании биологии;

-задачи средней школы в сфере воспитания;

-основные направления воспитательной работы;

-основные формы и методы работы в сфере общекультурного воспитания,

нравственного, экологического воспитания, воспитания деловых качеств  личности;

-формы организации совместной работы педагога, коллектива школьников  и общественных организаций в реализации задач воспитания;

 уметь:

-определять номенклатуру учебных задач;

-планировать и реализовывать систему учебных занятий по биологии;

-осуществлять дидактически оптимальный выбор методов обучения  биологии;  - проводить тематические экскурсии по биологии;

-осуществлять системный контроль знаний, умений и навыков на уроках  биологии;

-использовать элементы инновационных образовательных технологий  (групповой, модульной, СЗМ и др.) в преподавании биологии;

-планировать систему воспитательной работы в рамках задач классного  руководителя;

-организовывать и проводить основные формы воспитательной работы со  школьниками (классный час, диспут, турпоход, обсуждение, собрание и др.);

-устанавливать эффективное общение с обучающимися в целях реализации задач воспитания;

 владеть:

-основными методами контроля знаний и организации образовательной  деятельности обучающихся;

-навыками использования технических (в том числе электронных) средств  обучения;

-основными приемами воспитательного взаимодействия с обучающимися,  планирования и организации воспитательных дел.

Структура учебной дисциплины (модуля)

4,5 з.е. Всего 172 часа, из них аудиторных 64 часа (распределение по видам занятий: лекции - 32 часа, практические занятия - 32 часа). Итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Практический курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция.

 

 

2. Частично-поисковый. Разработка студентом тренажного урока.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос

 

2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного урока.

3. Рефераты с выставлением отметок по 10-балльной шкале, устный опрос.

Итоговый контроль – экзамен (устная форма).

 

 

 

ЭКОЛОГИЯ

(4 зачетных единиц, 136 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Целью курса является усвоение студентами современных научных  знаний о биосистемах и их взаимодействии со средой. 

В задачи дисциплины входит

- овладение основными понятиями экологии;

- усвоение законов структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем;

-получение знаний о современных глобальных и региональных экологических проблемах и понимание причин их возникновения;

- определение роли человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы.

В результате изучения студент должен знать:

 - основные понятия, законы структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем;

- современные глобальные и региональные экологические проблемы и  причины их возникновения;

- роль человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы:

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

-использовать основные законы экологии в практической деятельности;

- использовать экологические методы исследования в природных и  искусственных биосистемах.

Структура учебной дисциплины (модуля)

4 з.е. Всего 136 часа, из них 72 аудиторных: 48 часов лекций и 24 часов практических занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретический курс

 

 

2.Практический курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение, компетентностный подход. Лекция.

2. Проблемное обучение, коммуникативные технологии. Практическое занятие.

3. Компетентностный подход.

1. Фронтальный опрос.

 

 

2. Защита заданий. Выставление оценки в ходе дискуссий, опросов.

3. Тестовый контроль. Оценка рефератов.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех практических работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (устная форма).

 

 

 

Дополнительная информация