Биологии и экологии

Каталог дисциплин кафедры биологии и экологии

 

Биологические основы сельского хозяйства

(4 кредита, 136 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Биологические основы сельского хозяйства» входит в компонент учреждения высшего образования в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия».

Цель, компетенции

Целью дисциплины является получение студентами сельскохозяйственных знаний, умений и навыков, необходимых для организации образовательного процесса по биологии и проведения профориентационной работы в средней школе. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: основные типы почв Республики Беларусь; факторы почвообразования; основные виды удобрений; биолого-хозяйственные особенности культурных растений и сельскохозяйственных животных; должен уметь применять теоретические знания на практике; разрабатывать технологию возделывания основных сельскохозяйственных растений на пришкольном участке; должен владеть: навыками постановки опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего на изучение дисциплины отведено 136 часов, из них 72 аудиторных: 48 часов лекций и 24 часов практических занятий. Форма текущей аттестации – экзамен.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

 

 

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание учебной дисциплины представлено в виде разделов, посвященных изучению основ почвоведенья, агрохимии, земледелия, овощеводства, плодоводства, животноводства.

Тематика курса базируется на особенностях сельскохозяйственного производства в условиях Республики Беларусь и специфики ведения сельского хозяйства на пришкольных и приусадебных участках.

Программа курса базируется на современных данных биологической и сельскохозяйственной науки Республики Беларусь.

Поскольку в сельском хозяйстве Беларуси значительный объем занимает производство животноводческой продукции, в программе отведено место изучению основ животноводства, а также вопросу происхождения домашних животных. При изучении основ почвоведенья рассматриваются вопросы сохранения и восстановления почвенного плодородия.

В значительной степени курс носит практикоориентированную направленность с целью последующей организации учителями биологии учебно-исследовательской работы в школе с обучающимися и проведению с ними профориентационной работы.

Лекции с использованием мультимедиа

 

Практические работы

 

Самостоятельная индивидуальная работа, включающая изучение учебной и научной литературы; просмотр учебных видеофильмов по соответствующей тематике с их последующим анализом.

 

Защита практических

работ

 

Коллоквиум

 

Форма текущей аттестации – экзамен.

 

Биологические основы сельского хозяйства

(4,5 кредитов, 168 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Биологические основы сельского хозяйства» входит в компонент учреждения высшего образования в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цель, компетенции

Целью дисциплины является получение студентами сельскохозяйственных знаний, умений и навыков, необходимых для организации образовательного процесса по биологии и проведения профориентационной работы в средней школе. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: основные типы почв Республики Беларусь; факторы почвообразования; основные виды удобрений; биолого-хозяйственные особенности культурных растений и сельскохозяйственных животных; должен уметь: применять теоретические знания на практике; разрабатывать технологию возделывания основных сельскохозяйственных растений на пришкольном участке; должен владеть: навыками постановки опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего на изучение дисциплины отведено 168 часов, из них 72 аудиторных: 36 часов лекций и 36 часов лабораторных занятий. Форма текущей аттестации – экзамен.

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание учебной дисциплины представлено в виде разделов, посвященных изучению основ почвоведенья, агрохимии, земледелия, овощеводства, плодоводства, животноводства.

Тематика курса базируется на особенностях сельскохозяйственного производства в условиях Республики Беларусь и специфики ведения сельского хозяйства на пришкольных и приусадебных участках.

Программа курса базируется на современных данных биологической и сельскохозяйственной науки Республики Беларусь.

Поскольку в сельском хозяйстве Беларуси значительный объем занимает производство животноводческой продукции, в программе отведено место изучению основ животноводства, а также вопросу происхождения домашних животных. При изучении основ почвоведенья рассматриваются вопросы сохранения и восстановления почвенного плодородия.

В значительной степени курс носит практикоориентированную направленность с целью последующей организации учителями биологии учебно-исследовательской работы в школе и проведению с обучающимися профориентационной работы.

Лекции с использованием мультимедиа

 

Лабораторные работы

 

Самостоятельная индивидуальная работа, включающая изучение учебной и научной литературы; просмотр учебных видеофильмов по соответствующей тематике с их последующим анализом.

 

Защита лабораторных работ

 

Коллоквиум

 

Форма текущей аттестации – экзамен.

 

Введение в НИР

(26 часов)

Место в образовательном процессе

Дисциплина «Введение в научно-исследовательскую работу» относится к факультативным дисциплинам специальности 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цель, компетенции

Целью дисциплины является развитие исследовательской компетентности студентов посредством освоения ими методов научного познания и умений научно-исследовательской деятельности.

В результате изучения курса студенты должны знать:- основы методологии исследовательской деятельности;   структуру и правила оформления исследовательской работы; должны уметь: формулировать тему научно-исследовательской работы, определять цель и задачи научно-исследовательской работы; работать с различными источниками информации; применять методы научно-исследовательской деятельности; оформлять результаты научно-исследовательской работы; рецензировать научно-исследовательскую работу.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Программа факультатива «Введение в научно-исследовательскую работу» для специальности 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность) рассчитана на 26 часов, из них 16 часов – лекций, 10 часов – практических занятий.

 

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

 

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание факультатива включает изучение следующих тем: «Научная работа по специальности», «Компоненты научного аппарата исследования», «Формулировка темы курсовой работы ее обоснование и актуальности», «Структура научного исследования», «Разработка авторского замысла научного исследования», «Общая методология научного исследования», «Работа над рукописью научной работы. Оформление научной работы», «Методы научного исследования», «Методика проведения научного исследования», «Истолкование, апробация и оформление результатов исследования», «Защита научных проектов по актуальным биологическим проблемам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции с использованием мультимедиа

 

Практические работы

 

 

Индивидуальный опрос

 

 

Проверка рефератов

 

Проверка рецензий

 

Проверка подготовки статей

Ихтиология с основами рыбоводства

(3 кредита, 124 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Биологические основы сельского хозяйства» входит в компонент учреждения высшего образования в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цель, компетенции

Целью изучения дисциплины «Ихтиология с основами рыбоводства» является изучение основ систематики рыб, морфологии и экологии, адаптаций рыб к обитанию в разных экологических условиях, изучение биологии наиболее распространенных видов рыб Республики Беларусь, изучение основ рыбоводства.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: место рыб в системе хордовых животных; отличительные морфологические, биологические и экологические признаки основных групп рыб; особенности географического распространения рыб; важнейшие массовые виды Республики Беларусь; биологические особенности и хозяйственные качества видов рыб, культивируемых в рыбоводных хозяйствах Республики Беларусь; устройство современного рыбоводного прудового хозяйства; технологию выращивания карпа в прудовом рыбоводном хозяйстве. Должен уметь: определять видовую принадлежность рыб; оценивать биологические параметры и физиологическое состояние рыб; разрабатывать и внедрять технологию производства карпа в прудовом рыбоводном хозяйстве.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего на изучение дисциплины отведено 124 часа, в том числе 72 часа аудиторных, из них 36 ч лекционных занятий, 20 ч семинарских и 16 ч лабораторных работ. Форма текущей аттестации – зачет.

 

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание учебной дисциплины включает изучение следующих укрупненных тем: «Краткая история развития ихтиологии», «Основы систематики рыб», «Особенности внешнего и внутреннего строения рыб», Питание и пищевые взаимоотношения рыб», «Размножение и развитие рыб», Основы экологии рыб (абиотические и биотические факторы и их влияние на жизнедеятельность рыб», Частная ихтиология (на примере рыб белорусской ихтиофауны»), «Основы рыбоводства (устройство прудового рыбоводного хозяйства, технология воспроизводства и выращивания карпа, понятие об индустриальном рыбоводстве).

 

 

 

 

Лекции с использованием презентаций

 

Семинарские занятия

 

Лабораторные занятия

 

Просмотр учебных видеофильмов

Индивидуальный опрос

 

Защита лабораторных и семинарских работ

 

Форма текущей аттестации –зачет.

 

 Теория эволюции

(3,5 кредита, 140 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Теория эволюции» входит в компонент учреждения высшего образования в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цель, компетенции

Целью курса «Теория эволюции» является формирование у студентов представления о факторах, движущих силах и закономерностях эволюционного процесса, связи теории эволюции с избранной ими специальной областью биологии.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: - закономерности исторического развития органической природы;   факторы, определяющие разнообразие органических форм жизни в прошлом и настоящем; возможные пути эволюции органического мира (популяций, видов, онтогенезов и закономерностей антропогенеза); морфологические и молекулярно-генетические аспекты эволюции отдельных таксонов; должен уметь: обосновать роль факторов и движущей силы эволюции в преобразовании популяций, видов и макроэволюционных событий; проводить сравнительный анализ живых систем для объяснения возникновения целесообразности их организации; применять эволюционный подход для анализа данных конкретных биологических дисциплин; применять знания закономерностей эволюции в решении природоохранительных процессов и возможностей управления формирования онтогенезов; должен владеть: эволюционной терминологией; основными методическими подходами для изучения эволюционного процесса.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего на изучение дисциплины отведено 140 часов, в том числе 48 аудиторных часов, из них 36 часов лекционных занятий и 12 часов   семинарских занятий.. Форма текущей аттестации – экзамен

 

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

 

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание учебной дисциплины включает изучение следующих разделов: «Теория эволюции в современной биологии», «История возникновения и развития эволюционной идеи от античности до середины XIX века», «Эволюционное учение Ч. Дарвина», «Развитие эволюционной теории в последарвинский период», «Методы изучения и доказательства эволюционного процесса», «Происхождение и развитие жизни на Земле», «Генетико-экологические основы эволюции», «Элементарные факторы эволюции», «Естественный отбор как дифференциальное и воспроизведение генотипов», «Формы естественного отбора», «Возникновение и развитие адаптаций», «Биологический вид и видообразование», «Макроэволюция: формы, закономерности, направленность», «Прогресс и регресс в эволюции», «Биология развития и эволюция», «Эволюция органов и функций», «Происхождение и эволюция человека».

 

Коммуникативные технологии (основанные на активных формах и методах обучения).

Лекции

с использованием презентаций

Семинарские

занятия

Самостоятельная индивидуальная работа,

Индивидуальный опрос

Подготовка рефератов

Тестирование по отдельным темам

Форма текущей аттестации – экзамен.

 

Цитология

( 6 кредитов, 108 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Цитология» входит в компонент учреждения высшего образования в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия».

Цель, компетенции

Цитология» представляет собой одну из ведущих биологических дисциплин, которая дает фундаментальные знания специалисту-биологу и формирует его научное мировоззрение. Целью курса является изучение закономерностей строения, функционирования, воспроизводства и происхождения клеток. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: – современную клеточную теорию; – устройство современного светового микроскопа; – принципы структурно-функциональной организации клеток животных и растений; – закономерности размножения клеток путем митоза и мейоза, а также их генетически детерминированной физиологической гибели путем апоптоза; должен уметь: – настраивать световой микроскоп, исследовать с его помощью готовые цитологические препараты и делать их зарисовки; – изготавливать препараты растительных и животных клеток и проводить их цитологическое исследование; должен владеть: – навыками работы со световым микроскопом; –   методами фиксации и окраски препаратов; – подходами визуализации клеточных органелл.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Программа курса по 1–02 04 01 Биология и химия рассчитана на 108 часов для студентов дневной формы получения высшего образования, в том числе 50 часов аудиторных: 8 ч. – лекционных, 22 ч. – лабораторных занятий и 20 часов семинарских занятий.

 

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

 

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание учебной дисциплины включает изучение следующих разделов: «История возникновения и развития цитологии и гистологии»; «Методы исследований клетки. Микроскопия», «Биологические мембраны», «Одномембранные компоненты клетки», «Двухмембранные органоиды», «Рибосомы и биосинтез белка», «Цитоскелет», «Клеточное ядро», «Клеточный цикл, митоз, апоптоз», «Воспроизводство клеток, мейоз», «Дифференцировка и патология клеток».

 

Лекции с использованием презентаций

 

Семинарские занятия

 

Лабораторные занятия с использованием микроскопов

 

 

Индивидуальный опрос

 

Защита лабораторных работ

 

Защита рефератов

Форма текущей аттестации – экзамен.

 

Цитология и гистология

(3 кредита, 120 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Цитология и гистология» входит в компонент учреждения высшего образования в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цель, компетенции

Цель курса изучение закономерностей строения, функционирования, воспроизведения и гибели клеток, а также закономерностей развития, строения, функционирования и эволюции тканей живых организмов. В результате изучения учебной дисциплины студент должен: знать: – принципы структурно-функциональной организации клеток животных и растений; – закономерности пролиферации клеток, их деления путем митоза и мейоза, а также их генетически детерминированной физиологической гибели путем апоптоза; – свойства стволовых клеток и закономерности функциональной специализации порождаемых ими клеточных клонов при формировании тканей и органов; – классификацию и морфофизиологию основных тканей животных и человека, закономерности их гистогенеза и регенерации; должен уметь: – настраивать световой микроскоп и исследовать с его помощью готовые цитологические и гистологические препараты; – изготавливать препараты растительных и животных клеток и проводить их цитологическое исследование; – идентифицировать гистологические препараты основных типов тканей и делать их зарисовки; должен владеть: – навыками работы со световым микроскопом; – методами фиксации и окраски препаратов; – подходами визуализации клеточных органелл.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Программа курса по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность) рассчитана на 120 часов, в том числе 72 часа аудиторных: 24 ч – лекционных, 24 ч – лабораторных занятий, 24 ч – практических.

 

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание учебной дисциплины включает изучение следующих тем: «История возникновения и развития цитологии и гистологии», «Методы исследований клетки. Микроскопия», «Биологические мембраны», «Одномембранные компоненты клетки», «Двухмембранные органоиды», «Рибосомы и биосинтез белка», «Цитоскелет», «Клеточное ядро», «Воспроизводство клеток, мейоз», «Дифференцировка и патология клеток», «Учение о тканях. Эволюция и общие принципы организации тканей», «Эпителиальные ткани», «Соединительные ткани (ткани внутренней среды)», «Кровь и лимфа», «Хрящевая и костная ткани», «Мышечные ткани», «Нервная ткань».

Лекции с использованием презентаций

 

Практические занятия

 

Лабораторные занятия с использованием микроскопов

 

 

Индивидуальный опрос

 

Защита лабораторных работ

 

Защита рефератов

Форма текущей аттестации – экзамен.

 

Эволюционное учение

(5,5 кредитов, 188 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Эволюционное учение» входит в государственный компонент в образовательной программе I ступени по 1–02 04 01 Биология и химия.

Цель, компетенции

Целью изучения дисциплины «Эволюционное учение» является формирование знаний, умений и профессиональных компетенций по основам теории эволюции, формирование у студентов научного представления о причинах, механизмах и общих закономерностях исторического развития живой природы на всех уровнях организации.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: историю развития эволюционных взглядов; движущие силы и результаты эволюции; – механизмы эволюционного процесса, его направления и пути; современные гипотезы происхождения жизни; основные этапы эволюции биосферы; должен уметь: анализировать закономерности развития и функционирования живых систем на различных уровнях организации живой материи на основе положений современного эволюционного учения; аргументировать современный эволюционный подход при изучении биологических процессов; должен владеть: методами анализа и моделирования эволюционных процессов; компетенциями и доказательствами современных эволюционных концепций.

Структура учебной дисциплины (модуля)

Всего на изучение дисциплины отведено 188 часов, из них 72 аудиторных: 48 ч лекций и 24 ч семинарских занятий. Форма текущей аттестации – экзамен.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

 

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Содержание учебной дисциплины включает изучение следующих разделов: «Современное эволюционное учение в системе биологических наук», «Методы изучения и доказательства эволюционного процесса», «История возникновения и развития эволюционной идеи от античности до XIX века», «Эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка», «Научные и общественно–экономические предпосылки возникновения дарвинизма», «Эволюционное учение Ч. Дарвина», «Развитие эволюционной теории в последарвинский период», «Генетические основы эволюции», «Экологические основы эволюции», «Элементарные факторы эволюции», «Естественный отбор как дифференциальное воспроизведение генотипов», «Формы естественного отбора», «Возникновение и развитие адаптаций   биологический вид», «Видообразование», «Макроэволюция и ее формы», «Прогресс и регресс в эволюции», «Направленность и закономерности макроэволюции», «Биология развития и эволюция», «Эволюция органов и функций», «Возникновение жизни и ее развитие криптозое», «Эволюция растительного и животного мира в фанерозое», «Происхождение и эволюция человека», «Движущие силы антропогенеза и их специфика».

Коммуникативные технологии (основанные на активных формах и методах обучения).

 

Лекции

с использованием презентаций

 

Семинарские

занятия

 

Самостоятельная индивидуальная работа,

Индивидуальный опрос

Подготовка рефератов

Тестирование по отдельным темам

Форма текущей аттестации – экзамен.

 

 

 

Безопасность жизнедеятельности человека

(2 кредита, 76 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Цель, компетенции

Цель: формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.

Компетенции: Академические. АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

Социально-личностные СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения.

Профессиональные. ПК-15. Контролировать соблюдение норм охраны груда, техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на производстве, обеспечивать обучение персонала правилам техники безопасности на производстве. ПК-16. Осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов по охране окружающей среды на предприятиях и в процессе осуществления производственной деятельности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2 кредита. Всего 76 часов, из них 50 аудиторных: 22 часа лекций, 6 часов УСРС и 22 часа практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает обязательные для изучения следующие дисциплины.

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, опасных факторах и их воздействии на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду, а также средствах и способах защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих вследствие военных действий.

Радиационная безопасность – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний о мероприятиях по охране здоровья человека, общества и популяции в целом от вредного воздействия ионизирующих излучений.

Основы энергосбережения – учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний и умений эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции,

практические занятия,

управляемая самостоятельная работа

студентов

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

Возрастная физиология и школьная гигиена

(58 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени  специальностей «Немецкий язык. Английский язык» (2 з.е.), «Английский язык. Немецкий язык»  (2 з.е.), «Иностранный язык (Английский язык / Немецкий язык)» (2 з.е.) учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена».

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальностям «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» (2 з.е.), «Технический труд и предпринимательство» (2 з.е.), «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)» (1,5 з.е.), «Математика и информатика» (2 з.е.), «Логопедия» (1,5 з.е.), «Начальное образование» (1,5 з.е.), «История и обществоведческие дисциплины» учебная дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена».

Цель, компетенции

Цель: создание углубленных знаний об основных функциональных системах человека, об их возрастных изменениях; о биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков; создание целостного представления о феномене здоровья и мерах профилактики наиболее частых видов школьных аномалий; ознакомление с базовыми гигиеническими школьными нормативами, призванными поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии.

Компетенции: Академические. Специалист  должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные. Специалист  должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьясбережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике. СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Профессиональные. Выпускник должен: ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения. ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания. ПК-7. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность. ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога. ПК-22. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

 Всего 58 часов, из них 34 аудиторных: 20 часов лекций, 14 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная  дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» обеспечивает объем знаний о возрастных особенностях различных функциональных систем, биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков.

В рамках изучения дисциплины изложены физиолого-гигиенические основы построения учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся, базовые гигиенические школьные нормативы, позволяющие поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии.

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия

 

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

Основы медицинских знаний

(7 кредитов, 202 часа)

Место в образова-тельном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

Цель, компетенции

Цель: сформировать у студентов четкое представление об организме человека как целостной, многоуровневой, саморегулирующейся, динамической системе; обучить студентов основам медицинских знаний, подготовить к работе по оказанию неотложной помощи, уходу за больными.

Компетенции: Академические. Выпускник должен: АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно.АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером. АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Социально-личностные. Выпускник должен: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Владеть навыками здоровьябережения. СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). СЛК-6. Уметь работать в команде. СЛК-7. Владеть способностью формирования этического сознания. Профессиональные. Выпускник должен: ПК-16. Использовать в практической деятельности: социальную сущность определения здоровья, регламентируемую Уставом Всемирной организации здравоохранения, международную классификацию функционирования. ПК-17. Анализировать социальные составляющие, входящие в сферу социальной медицины, используя их для социальной защиты человека через профилактику болезней, обусловленных социальными факторами, включая профессиональные вредности, производственный и бытовой травматизм, социальные детерминанты здоровья, этические ценности социальной работы.ПК-18. Разрабатывать проекты общенациональной интегрированной пpoгpаммы профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечивая реализацию социальных компонентов. ПК-19. Осуществлять социальные мероприятия по снижению распространенности в обществе поведенческих факторов риска основных неинфекционных заболеваний (употребление алкоголя, курение табака, гиподинамия, психологический стресс) с конституции и темперамента клиента. ПК-20. Оценивать уровень риска неинфекционных заболеваний и осуществлять профилактические меры на индивидуальном, групповом и популяционном уровне, включая лекционную деятельность и взаимодействие со средствами массовой информации. ПК-21. Определять структуру ограничений жизнедеятельности лиц, страдающих социальной недостаточностью, вследствие медицинских, социальных, психологических причин: инвалиды; дети-инвалиды; лица, страдающие зависимостями; пожилые; лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях; бывшие заключенные и др. ПК-22. Обеспечивать социальный блок работы в деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий. ПК-23. Формулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, исходя из соответствующей международной классификации. ПК-24. Выполнять социально-реабилитационные функции в бригадной форме организации реабилитационной работы, разрабатывать и обеспечивать реализацию социального и профессионального блоков индивидуальной программы реабилитации. ПК-25. Обеспечивать профессиональную диагностику и профориентацию лиц с ограничениями жизнедеятельности. ПК-26. Осуществлять комплекс социально-реабилитационных мер, диктуемых Конвенцией о правах инвалидов, проводить информационно-просветительскую работу по социальным проблемам инвалидности и социальной недостаточности.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 кредитов. Всего 202 часа, из них 102 аудиторных: 22 часа лекций, 8 часов УСРС, 34 часа практических занятий 38 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний» для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений содержит необходимые сведения по медико-гигиеническому воспитанию, оказанию первой помощи при неотложных состояниях, уходу за больными и пострадавшими.

 

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции,

практические и лабораторные занятия,

управляемая самостоятельная работа студентов

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

Возрастная физиология и школьная гигиена

(3 кредита, 90 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «Начальное образование».

Цель, компетенции

Цель: создание углубленных знаний об основных функциональных системах человека, об их возрастных изменениях; о биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков; создание целостного представления о феномене здоровья и мерах профилактики наиболее частых видов школьных аномалий; ознакомление с базовыми гигиеническими школьными нормативами, призванными поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии.

 

Компетенции. Выпускник должен: СК-1. Обеспечивать здоровьесберегающие условия образовательного процесса, участвовать в разработке и реализации программ, способствующих сохранению и укреплению физического, психического здоровья обучающихся и педагогов.

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 90 часов, из них 52 аудиторных: 12 часов лекций, 6 часов УСРС, 34 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная   дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» обеспечивает объем знаний о возрастных особенностях различных функциональных систем, биохимических процессах, протекающих в организме, механизмах его деятельности; об основных биологических закономерностях роста, развития детей и подростков.

В рамках изучения дисциплины изложены физиолого-гигиенические основы построения учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся, базовые гигиенические школьные нормативы, позволяющие поддерживать здоровье учащихся и предупреждать развитие у них патологии.

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия

 

защита рефератов, презентаций;

индивидуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

Основы медицинских знаний

(3 кредита, 100 часов)

Место в образова-тельном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «Начальное образование».

Цель, компетенции

Цель: формирование у студентов четкого представления об организме человека как целостной, многоуровневой, саморегулирующейся, динамической системе; обучение студентов основам медицинских знаний, подготовка к работе по оказанию неотложной помощи, уходу за больными.

 

Компетенции. Выпускник должен: БПК-5. Применять междисциплинарные медицинские знания о содержании и специфике медико-социальной деятельности в организациях, оказывающих социальную помощь и поддержку населению.

 

 

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 100 часов, из них 54 аудиторных: 20 часов лекций, 34 часа практических занятий; итоговая форма контроля – зачет.

 

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний» для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений содержит необходимые сведения по медико-гигиеническому воспитанию, оказанию первой помощи при неотложных состояниях, уходу за больными и пострадавшими.

 

Методы:проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии  

Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции,

практические занятия.

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы; тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

Основы педиатрии

(3 кредита, 102 часа)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является вариативной (компонент УВО) в образовательной программе I ступени по специальности «Дошкольное образование»

Цель, компетенции

Цель: обучение студентов педагогического вуза санитарно-гигиеническим навыкам ухода за здоровым и больным ребенком на этапах его развития, профилактике и диагностике часто встречающихся функциональных расстройств и заболеваний.

Компетенции. Выпускник должен: СК–1: Применять знания об особенностях строения и развития организма детей раннего и дошкольного возраста, характеристиках наиболее часто встречаемых детских болезней для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 102 часа, из них 54 аудиторных: 22 часов лекций, 4 часа УСРС и 28 часов практических занятий; итоговая форма контроля – зачет

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Учебная дисциплина «Основы педиатрии» содержит необходимые для будущих работников дошкольных учреждений сведения по гигиене и педиатрии. Теоретические сведения и практические на­выки, полученные студентами при изучении курса, помогут им в будущем участвовать в работе по охране и укреплению здоровья и физическому совершенствованию детей раннего и дошкольного возраста. Использованы современные взгляды на характер и закономерности развития ребенка различных периодов детства. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Основы педиатрии», формируют у них навыки ухода, как за здоровым, так и за больным ребенком с учетом его возрастных особенностей.

 

Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии  

Формы: интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические занятия, управляемая самостоятельная работа

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индиви-дуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы

Спортивная медицина

(5 кредитов, 216 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина является основной (государственный компонент) в образовательной программе I ступени по специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа  с указанием вида спорта

Цель, компетенции

Цель: приобретение научных и практических знаний для эффективного использования средств и методов физического воспитания и спорта для укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов занимающихся.

Компетенции: Академические. Специалист должен: АК-1.  Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2.  В системным и сравнительным анализом. АК-3.  Владеть исследовательскими навыками. АК-4.  Уметь работать самостоятельно. АК-5.  Творчески подходить к решению задач профессиональной деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма. АК-6.  Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-7.  Иметь навыки, связанные с использованием современных информационных технологий. АК-8.  Обладать навыками устной и письменной коммуникации. АК-9.  Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Социально-личностные. Специалист должен: СЛК-10.  Обладать качествами гражданственности.

СЛК-11.  Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. СЛК-12.  Пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иным иностранным языком как средством делового общения. СЛК-13.  Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. СЛК-14.  Уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм. СЛК-15.  Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия. СЛК-16.  Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях. СЛК-17.  Быть способным к критике и самокритике. СЛК-18.  Уметь работать в команде. Профессиональные (ПК–19-22): требования  к профессиональным компетенциям специалиста. Специалист должен: ПК-19.  Формировать у занимающихся физическую культуру личности. ПК-20.  Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности. ПК-21.  Формировать у занимающихся систему научных знаний, умений, навыков и готовность к их использованию в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и самосовершенствования. ПК-22.  Осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5 кредитов. Всего 216 часов, из них 100 аудиторных: 50 часов лекций,  42 часа практических занятий, 8 часов семинарских занятий; итоговая форма контроля – зачет, экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Дисциплина «Спортивная медицина» содержит специальную медицинскую информацию, необходимую для правильного построения тренировочного процесса, совершенствования спортивного мастерства, определения оптимума физических нагрузок, диагностики перетренированности спортсмена, профилактики заболеваний и травм, предпатологических и патологических состояний, индивидуализации использования медицинских средств восстановления спортивной и физической работоспособности.

Дисциплина «Спортивная медицина»  является обобщающим циклом медико-биологической подготовки студентов факультета физической культуры педагогического университета – будущих педагогов, тренеров, методистов.

 

Методы:

проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии 

Формы:

интерактивные лекции, мультимедиа-лекции, практические и семинарские занятия

защита рефератов, презентаций;

решение ситуационных задач; индивидуальные и фронтальные опросы;

тестирование;

контрольные срезы по отдельным темам курса

ГЕНЕТИКА

(5 зачетных единиц, 196 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Цель, задачи, компетенции

Целью курса является формирование научного взгляда на генетические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организмов, их развитие и размножение, а также изучение механизмов наследственности и изменчивости организмов с использованием классических подходов и новейших достижений в области молекулярной генетики, биотехнологии и генетической инженерии

Задачей учебной дисциплины является ознакомление студентов с основами классической и современной генетики, а также фундаментальными и прикладными достижениями этой науки.

В результате изучения генетики студент должен знать:

- перспективы развития современной генетики;

- молекулярные основы наследственности;

- пути переноса наследственной информации в клетке,

регуляцию экспрессии генов, наследственную и ненаследственную изменчивость;

- генетические основы онтогенеза.

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

- решать генетические задачи;

- анализировать данные с помощью методов биологической статистики.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5 з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Ееоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Лабораторный курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).

 

2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос, тестирование

 

 

2. Защита лабораторных заданий.

3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач.

ГЕНЕТИКА

(5,5 зачетных единиц, 196 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Целью преподавания и изучения дисциплины «Генетика» является формирование у студентов системы знаний по классической и современной генетике, как науке о наследственности и изменчивости организмов.

Задачи:

•сформировать у студентов теоретические знания по предмету;

•научить решать генетические задачи разных уровней сложности по изучаемым разделам;

•научить основам генетического анализа на примере решения генетических задач, практической работы с дрозофилой, анализа данных, полученных при выполнении заданий полевой практики;

•научить находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах, требующих объяснения с позиций генетики.

В результате изучения генетики студент должен знать:

•историю развития генетики и ее место в современной системе биологических наук;

•задачи и перспективы развития современной генетики;

•материальные основы наследственности;

•закономерности наследования признаков;

•пути переноса наследственной информации в клетке;

•механизмы  регуляции экспрессии генов;

•типы изменчивости организмов;

•генетические основы онтогенеза;

•генетическую характеристику популяций;

•генетические основы селекции.

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

•решать генетические задачи;

•иметь навыки работы с одной из генетических тест-систем;

•уметь анализировать полученные данные с помощью методов биологической статистики;

•находить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости в природных популяциях и в агроценозах.

Структура учебной дисциплины (модуля)

5, з.е. Всего 196 часа, из них 90 аудиторных: 60 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Лабораторный курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция (с видеосопровождением по необходимости).

 

2. Лабораторно-исследовательский. Лабораторная работа.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос, тестирование

 

 

2. Защита лабораторных заданий.

3. Проверка эссе, рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех лабораторных работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (письменно-устная форма). Вклад в общую отметку 85% теоретический материал, 15% решение задач.

Методика преподавания биологии

(7 зачетных единиц, 274 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности

1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Цель – формирование у будущих учителей системы методических знаний, способов деятельности и творческого опыта, обеспечивающих эффективное  осуществление процесса обучения биологии.

Задачи:

-формирование системы понятий и представлений о формах, методах и технологиях обучения биологии в общеобразовательной школе;

-выработка профессиональных практических навыков преподавания биологии;  -развитие на основе методических знаний мировоззренческих и  социокультурных компетенций для решения профессиональных задач,  исполнения социальных, гражданских и личностных функций в современном  обществе.

В результате изучения учебной дисциплины студент  должен знать:

-систему биологических понятий, формируемых в средней школе;

-цели, задачи, структуру и содержание школьного биологического  образования;

-современные технологии, методы и средства обучения биологии;

-системы управления и организации познавательной деятельности учащихся;

-классификацию и методику постановки школьных опытов и наблюдений;

-критерии оценки знаний и умений при выполнении школьных опытов и  наблюдений;

-направления и формы воспитательной работы по биологии;

-основы организации кабинета биологии и школьного эколого- биологического комплекса.

уметь:

-использовать знания по специальным дисциплинам биологического цикла в  педагогической, методической, научно-исследовательской деятельности;

-оценивать созданные методики преподавания биологии в ситуации  обновления школьной биологии;

-использовать природный материал для изготовления наглядных пособий,  ТСО, компьютерные программы в профессиональной деятельности;

-использовать опыты и наблюдения, их результаты для организации  познавательной деятельности учащихся;

-оценивать знания и умения учащихся при организации урочной, внеурочной и внеклассной работы учащихся по биологии при выполнении опытов и наблюдений;

-анализировать перспективы развития школьного биологического образования.

владеть:

-дидактическим инструментарием современных педагогических технологий;

-методикой рационального построения уроков разных типов;

-методикой проведения школьных биологических экскурсий;

-методикой организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.

Структура учебной дисциплины (модуля)

7 з.е. Всего 274 часа, из них аудиторных 120 часа (распределение по видам занятий: лекции - 56 часа, лабораторные -18 часа, практические занятия - 30 часа, семинарские -16ч. Зачеты - 4,5,6 семестр. Итоговая форма контроля – экзамен, 7 семестр.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

2.Практический и лабораторный курс

 

 

3. Самостоятельная работа студентов

 

4. Производственная практика 

Развивающий, продуктивный. Лекция.

2. Личностно-ориентированный. Лабораторные и практические занятия.

3.Исследовательский. Эссе, рефераты.

4.Практический способ деятельности

1. Фронтальный опрос

 

2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного  урока;

3. Проверка рефератов с выставлением отметок по 10-балльной шкале.

Мониторинг результатов  учебно-познавательной деятельности студентов  осуществляется путем  диагностики и контроля  знаний в ходе собеседований,  коллоквиумов, контрольных  работ, зачетов, экзамена,  курсового проектирования.

Методика преподавания биологии с основами воспитательной работы

(4,5 зачетных единиц, 172 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин государственного компонента в образовательной программе I ступени по специальности

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность)

Цель, задачи, компетенции

Цель учебной дисциплины - формирование системы знаний о методах и  технологиях преподавания биологии, а также формах и методах организации  воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

Задачи:

- сформировать представления о технологиях, методах и приемах обучения  биологии в учреждениях общего среднего образования;

- создать базу для выработки профессиональных практических навыков  преподавания биологических предметов во время прохождения педагогической  практики;

- сформировать представления о принципах, методах и формах организации воспитательной работы со школьниками на уроках и во  внеклассной работе, с учетом профессиональной специфики учителя биологии.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

-задачи изучения биологии на разных ступенях общеобразовательной школы;

-методы, формы и технологии обучения биологии;

-структуру школьных курсов биологии;

-современные инновационные концепции в преподавании биологии;

-задачи средней школы в сфере воспитания;

-основные направления воспитательной работы;

-основные формы и методы работы в сфере общекультурного воспитания,

нравственного, экологического воспитания, воспитания деловых качеств  личности;

-формы организации совместной работы педагога, коллектива школьников  и общественных организаций в реализации задач воспитания;

 уметь:

-определять номенклатуру учебных задач;

-планировать и реализовывать систему учебных занятий по биологии;

-осуществлять дидактически оптимальный выбор методов обучения  биологии;  - проводить тематические экскурсии по биологии;

-осуществлять системный контроль знаний, умений и навыков на уроках  биологии;

-использовать элементы инновационных образовательных технологий  (групповой, модульной, СЗМ и др.) в преподавании биологии;

-планировать систему воспитательной работы в рамках задач классного  руководителя;

-организовывать и проводить основные формы воспитательной работы со  школьниками (классный час, диспут, турпоход, обсуждение, собрание и др.);

-устанавливать эффективное общение с обучающимися в целях реализации задач воспитания;

 владеть:

-основными методами контроля знаний и организации образовательной  деятельности обучающихся;

-навыками использования технических (в том числе электронных) средств  обучения;

-основными приемами воспитательного взаимодействия с обучающимися,  планирования и организации воспитательных дел.

Структура учебной дисциплины (модуля)

4,5 з.е. Всего 172 часа, из них аудиторных 64 часа (распределение по видам занятий: лекции - 32 часа, практические занятия - 32 часа). Итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретическое содержание дисциплины

 

 

2.Практический курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение. Лекция.

 

 

2. Частично-поисковый. Разработка студентом тренажного урока.

3. Дискуссия, учебные дебаты.

1. Фронтальный опрос

 

2. Проверка подготовленного студентом плана-конспекта тренажного урока.

3. Рефераты с выставлением отметок по 10-балльной шкале, устный опрос.

Итоговый контроль – экзамен (устная форма).

ЭКОЛОГИЯ

(4 зачетных единиц, 136 ч.)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, компонента УВО в образовательной программе I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия

Цель, задачи, компетенции

Целью курса является усвоение студентами современных научных  знаний о биосистемах и их взаимодействии со средой. 

В задачи дисциплины входит

- овладение основными понятиями экологии;

- усвоение законов структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем;

-получение знаний о современных глобальных и региональных экологических проблемах и понимание причин их возникновения;

- определение роли человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы.

В результате изучения студент должен знать:

 - основные понятия, законы структурной и функциональной организации надорганизменных биосистем;

- современные глобальные и региональные экологические проблемы и  причины их возникновения;

- роль человека в обеспечении стабильного функционирования популяций, экосистем, биосферы:

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

-использовать основные законы экологии в практической деятельности;

- использовать экологические методы исследования в природных и  искусственных биосистемах.

Структура учебной дисциплины (модуля)

4 з.е. Всего 136 часа, из них 72 аудиторных: 48 часов лекций и 24 часов практических занятий; промежуточный контроль – коллоквиум, итоговая форма контроля – экзамен

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

1.Теоретический курс

 

 

2.Практический курс

 

3. Самостоятельная работа студентов

1. Проблемное обучение, компетентностный подход. Лекция.

2. Проблемное обучение, коммуникативные технологии. Практическое занятие.

3. Компетентностный подход.

1. Фронтальный опрос.

 

 

2. Защита заданий. Выставление оценки в ходе дискуссий, опросов.

3. Тестовый контроль. Оценка рефератов.

При прохождении 50% учебного материала проводится коллоквиум в письменной форме. Условием допуска к экзамену является защита всех практических работ и сдача коллоквиума.

Итоговый контроль – экзамен (устная форма).

Анатомия

(6 кредитов, 216 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Анатомия» (медико-биологический модуль-1) входит в государственный компонент в образовательной программе I ступени по специальности 1-03 02 01 Физическая культура, 1-03 02 01 01 Специальная подготовка, 1-03 02 01 03 Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность.

Цель, компетенции

Основные цели изучения дисциплины «Анатомия» является формирование у студентов правильного представления о строении всех органов и систем человека в норме, их форме в связи с развитием, функциями и окружающей средой; ознакомление студентов с влиянием физической культуры и спорта на организм человека в целом, на составляющие его органы и системы.

В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия» студент должен знать:

– строение и функции органов и систем тела человека в норме;

– основные принципы динамической анатомии и анатомического анализа;

– влияние физической культуры и спорта на организм человека в целом, на его органы и системы;

– современные теоретические и практические достижения морфологических и смежных наук;

уметь:

– применять научные знания учебной дисциплины «Анатомия» в профессиональной деятельности человека;

– формировать на основе полученных анатомических знаний общее биологическое, общеобразовательное и мировоззренческого представление об организме человека в целом в процессе последующего изучения дисциплин медико-биологического цикла;

– анализировать положения и движения тела человека с учетом работы его органов и систем;

– использовать анатомические знания и умения при организации тренировочных и учебных занятий с целью всестороннего и гармоничного развития физических качеств обучающихся;

– использовать полученные анатомические данные для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья;

– создать посредством использования систематических занятий физическими упражнениями анатомическую основу по предупреждению пред патологических и патологических изменений;

владеть:

– международной анатомической терминологией в русской версии;

– навыками проведения морфологических исследований тела человека, анатомического анализа положений и движений тела;

– навыками научно обоснованного отбора по видам спорта и прогнозирования спортивных результатов на основе морфологических особенностей организма человека;

– методами контроля за правильным физическим развитием занимающихся физическими упражнениями; адекватного составления индивидуальных программ и грамотного ведения тренировочного процесса на основе знаний строения человеческого тела.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6 кредитов. Всего 216 часов, из них 108 аудиторных: 50 часов лекций, 58 часов лабораторных занятий. Итоговая форма контроля – зачет в 1-ом семестре и экзамен во 2-ом семестре.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Тема 1. Введение. Клеточное и тканевое строение организма человека.

Тема 2. Учение о скелете и его соединениях. Скелет как система защиты, опоры и движения. Строение опорно-двигательного аппарата.

Тема 3. Учение о мышцах. Общая миология.

Тема 4. Строение внутренних органов.

Тема 5. Учение о сосудах. Сердечно-сосудистая система.

Тема 6. Строение нервной системы и органов чувств. Тема 7. Строение кожи и их производных.

 

Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии (основанные на активных формах и методах обучения).

 

Формы:

лекция, лабораторное занятие

Зачет – 1 семестр

Экзамен – 2 семестр

Анатомия

(6 кредитов, 240 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Анатомия» (медико-биологический модуль-1) входит в государственный компонент в образовательной программе I ступени по специальности 1-88 02 01-01 Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта).

Цель, компетенции

Целью изучения дисциплины «Анатомия» является формирование у студентов представления о строении всех органов и систем человека в норме, их форме в связи с развитием, функциями и окружающей средой; ознакомление студентов с влиянием физической культуры и спорта на организм человека в целом, на составляющие его органы и системы.

В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия» студент должен знать:

– строение и функции органов и систем тела человека в норме;

– основные принципы динамической анатомии и анатомического анализа;

– влияние физической культуры и спорта на организм человека в целом, на его органы и системы;

– современные теоретические и практические достижения морфологических и смежных наук;

уметь:

– применять научные знания учебной дисциплины «Анатомия» в профессиональной деятельности человека;

– формировать на основе полученных анатомических знаний общее биологическое, общеобразовательное и мировоззренческого представление об организме человека в целом в процессе последующего изучения дисциплин медико-биологического цикла;

– анализировать положения и движения тела человека с учетом работы его органов и систем;

– использовать анатомические знания и умения при организации тренировочных и учебных занятий с целью всестороннего и гармоничного развития физических качеств обучающихся;

– использовать полученные анатомические данные для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья;

– создать посредством использования систематических занятий физическими упражнениями анатомическую основу по предупреждению пред патологических и патологических изменений;

владеть:

– международной анатомической терминологией в русской версии;

– навыками проведения морфологических исследований тела человека, анатомического анализа положений и движений тела;

– навыками научно обоснованного отбора по видам спорта и прогнозирования спортивных результатов на основе морфологических особенностей организма человека;

– методами контроля за правильным физическим развитием занимающихся физическими упражнениями; адекватного составления индивидуальных программ и грамотного ведения тренировочного процесса на основе знаний строения человеческого тела.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6 кредитов. Всего 240 часов, из них 124 аудиторных: 30 часов лекций, 94 часа лабораторных занятий. Итоговая форма контроля – экзамены в 1-ом и 2-ом семестрах.

 

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Тема 1. Введение. Клеточное и тканевое строение организма человека.

Тема 2. Учение о костях и их соединениях (остеология и артросиндесмология).

Тема 3. Учение о мышцах (миология).

Тема 4. Анатомический анализ положений и движений тела человека.

Тема 5. Учение о внутренних органах.

Тема 6. Сердечно-сосудистая система.

Тема 7. Нервная система.

Тема 8. Органы чувств.

 

Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии (основанные на активных формах и методах обучения).

 

Формы:

лекция,

лабораторное занятие

Экзамен – 1 семестр

Экзамен – 2 семестр

Анатомия человека

(6 кредитов, 216 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Анатомия человека» (модуль «Анатомия человека и генетика) входит в компонент учреждения высшего образования I ступени по специальности 1-02 04 01 Биология и химия.

Цель, компетенции

Целью изучения дисциплины «Анатомия человека» является приобретение студентами знаний о строении тела здорового человека с учетом функциональной анатомии, подчеркивающей неразрывность взаимоотношений формы и функции, их глубокую взаимную обусловленность.

В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия человека» студент должен знать:

- предмет, цели и методы анатомии человека;

- морфофункциональные основы строения различных органов организма человека;

- морфофункциональные основы строения систем организма человека.

уметь:

- использовать знания по анатомии человека в педагогической и научно-исследовательской деятельности.

владеть:

- методами анатомического описания биологических объектов.

Структура учебной дисциплины (модуля)

6 кредитов. Всего 216 часов, из них 106 аудиторных: 36 часов лекций, 40 часов лабораторных занятий, 30 часов практических занятий. Итоговая форма контроля – зачет в 3-м семестре и экзамен в 4-м семестре.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Тема 1. Введение в учебную дисциплину «Анатомия человека»

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат

Тема 3. Учение о мышцах (миология).

Тема 4. Внутренние органы.

Тема 5. Сердечно-сосудистая система.

Тема 6. Нервная система.

Тема 7. Органы чувств.

 

Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии (основанные на активных формах и методах обучения).

 

Формы:

лекция,

лабораторное занятие

практическое занятие

Зачет – 3 семестр

Экзамен – 4 семестр

Анатомия человека

(3 кредита, 120 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Анатомия человека» (модуль «Анатомия человека с основами цитологии и гистологии) входит в компонент учреждения высшего образования I ступени по специальности 1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность).

Цель, компетенции

Целью изучения дисциплины «Анатомия человека» является приобретение студентами знаний о строении тела здорового человека с учетом функциональной анатомии, подчеркивающей неразрывность взаимоотношений формы и функции, их глубокую взаимную обусловленность.

В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия человека» студент должен знать:

- предмет, цели и методы анатомии человека;

- морфофункциональные основы строения различных органов организма человека;

- морфофункциональные основы строения систем организма человека.

уметь:

- использовать знания по анатомии человека в педагогической и научно-исследовательской деятельности.

владеть:

- методами анатомического описания биологических объектов.

Структура учебной дисциплины (модуля)

3 кредита. Всего 120 часов, из них 72 аудиторных: 26 часов лекций, 46 часов лабораторных занятий. Итоговая форма контроля – зачет в 3-м семестре.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Тема 1. Введение в учебную дисциплину «Анатомия человека»

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат

Тема 3. Учение о мышцах (миология).

Тема 4. Внутренние органы.

Тема 5. Сердечно-сосудистая система.

Тема 6. Нервная система.

Тема 7. Органы чувств.

 

Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии (основанные на активных формах и методах обучения).

 

Формы:

лекция,

лабораторное занятие

Зачет – 3 семестр

 

Основы иммунологии

(2,5 кредита, 106 часов)

Место в образовательном процессе

Учебная дисциплина «Основы иммунологии» входит в государственный компонент в образовательной программе I ступени по специальности 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Цель, компетенции

Целью изучения дисциплины «Основы иммунологии» является формирование у студентов общего представления о естественных факторах защиты организма млекопитающих от возбудителей инфекционных заболеваний и о механизмах, определяющих индивидуальность на клеточном и молекулярном уровнях.

Компетенции:

В результате изучения учебной дисциплины «Основы иммунологии» студент должен знать:

-развитие, строение, функционирование и роль органов (первичных и вторичных), клеток (моноцитов и других макрофагов, нeйтpoфилов, эозинофилов, базофилов, Т- и В-лимфоцитов), регуляторных молекул (интерлейкинов, цитокинов, хемокинов) иммунной системы;

- характер взаимодействия клеток и роль белков главного комплекса гистосовместимости в развитии иммунных ответов; механизмы возникновения гиперчувствительности немедленного и замедленного типов;

- механизм возникновения и реализации иммунной памяти как основы активных форм приобретенного иммунитета к инфекционным болезням; функционирование конститутивных защитных факторов как основы врожденного (видового) иммунитета;

- общие свойства молекул, обладающих антигенными свойствами; химическую структуру и классификацию иммуноглобулинов, генетические основы формирования их специфичности по отношению к антигенам;

- принципы получения поли- и моноклональных антител и постановки реакций с ними (агглюгинации, преципитации, реакций с участием комплемента, иммунофлюоресценции, иммуноферментного и радиоиммунологического анализов).

уметь:

- объяснить роль и значение иммунной системы человека;

- использовать полученные в курсе знания в научно-исследовательской работе;

- осуществлять ориентировочную и развернутые реакции агглютинации и преципитации, определять фагоцитарное число и фагоцитарный индекс.

владеть:

- иммунологическими терминами и свободно ориентироваться в литературе по иммунологии;

- экспериментальными методами получения поли- и моноклональных антител.

Структура учебной дисциплины (модуля)

2,5 кредита. Всего 106 часов, из них 46 аудиторных: 36 часов лекций, 10 часов лабораторных занятий; итоговая форма контроля – экзамен.

Содержание (краткое описание) дисциплины (модуля)

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Тема 1. Введение.

Тема 2. Характеристика иммунной системы млекопитающих.

Тема 3. Антигены.

Тема 4. Антитела.

Тема 5. Факторы защиты организма млекопитающих от чужеродных антигенов.

Тема 6. Методы биологических исследований, основанные на использовании антител.

Методы: проблемное обучение, технология учебного исследования, коммуникативные технологии (основанные на активных формах и методах обучения).

 

Формы:

Лекции с использованием презентаций;

лабораторные занятия;

самостоятельная

индивидуальная работа

Индивидуальный опрос

Подготовка рефератов

 

Форма текущей аттестации −

экзамен

 

 

 

Дополнительная информация