Развитие личности в условиях депривации как актуальная социально-психологическая проблема

Развитие личности в условиях депривации как актуальная социально-психологическая проблема

22-12-01Для полноценного развития личности значимыми являются не только и не столько потребности в пище, самосохранении, продолжении рода, сколько во взаимодействии и эмоциональной связи ребёнка с близкими людьми. Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной речи и означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. В связи с этим возникает необходимость понимания природы детских проблем, связанных с депривацией, которая приобретает особую важность в современной психологии в контексте торможения интеллектуального и эмоционального развития ребёнка в силу нехватки социальных и сенсорных стимулов.

Особую значимость проблема развития личности в условиях депривации имеет для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Будущим специалистам необходимы знания о последствиях депривации, которые осложняют социализацию и социальную адаптацию ребёнка в обществе, при этом ребёнок теряет, присущую его возрасту не только физическую, но и психическую активность.

Основные аспекты проблемы развития личности в условиях депривации нашли своё отражение в рамках открытого лекционного занятия, проведённого заведующим кафедрой психологии и педагогики профессионального обучения Колесниченко Еленой Алексеевной со студентами технолого-биологического факультета 2 курса 1 группы, обучающихся по специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Будущие социальные работники и присутствующие преподаватели физико-инженерного факультета были подробно ознакомлены с понятием депривации, её видами, формами и уровнями, особенностями психосоциального развития детей, воспитывающихся в условиях депривации. Рассмотрение понятия депривации с точки зрения отечественных и зарубежных подходов, яркое мультимедийное сопровождение, элементы проблемного обучения – всё это создавало атмосферу сотворчества и способствовало более глубокому когнитивно-эмоциональному восприятию материала лекции, а также формированию профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам в области социальной работы.

Таким образом, проблема развития личности в условиях депривации в современном мире приобретает особую значимость. Ребёнок с рождения должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты, ласки, любви, на основе стойких и глубоких эмоциональных связей с родителями. Исследование проблемы депривации даёт отправную точку для понимания условий, которые превращают человека в субъекта социальных отношений, которые приобретаются и формируются внутри отношений мать – ребёнок. 

Дополнительная информация