ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

03-10-21С 13 по 16 сентября в г. Хильдесхайм (Федеративная Республика Германия) в рамках совместного европейского проекта «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (543873-TEMPUS-1-2013- TEMPUS-JPCR) состоялся Международный научный Конгресс «Многообразие и демократическое государство – поиск идентичности в обозримом будущем» с участием ученых из Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Канады, Латвии, Литвы, Финляндии, России, Украины, Беларуси.  

В числе участников Конгресса были также сотрудники нашего университета: проректор по учебной работе Лебедев Николай Александрович (координатор проекта от УО МГПУ им. И.П. Шамякина), заведующий кафедрой педагогики и психологии университета Палиева Татьяна Владиславовна, доцент кафедры педагогики и психологии Журлова Ирина Владимировна. 

03-10-16

В рамках Международного Конгресса также состоялось заседание консорциума по вопросам реализации вышеназванного проекта, действие которого завершается в конце 2016 г.

Работа Конгресса была открыта пленарным заседанием, в процессе которого вопросы педагогики многообразия рассматривались участниками на основе результатов проведенных в ходе проекта исследований социальных и педагогических проблем, наиболее актуальных для современных образовательных систем европейских стран.

В качестве докладчиков на пленарном заседании выступили д-р, проф., Президент Международной академии гуманизации образования (МАГО), руководитель проекта ЕС Ольга Грауманн (Германия);

03-10-17

д-р, проф., почетный Президент МАГО Рудольф Кек (Германия) ; экс-президент бундестага, проф. Рита Зюсмут (Германия); д-р, проф., ректор университета г. Хильдесхайм Вольфганг-Уве Фридрих (Германия);

03-10-18

проф., д-р, университета г. Хильдесхайм Ханнес Шамман (Германия); д-р, проф., университета г. Хильдесхайм Ульф Альгермиссен (Германия); д-р, проф. Новгородского государственного университета Михаил Певзнер (Россия); д-р, проф. ректор Новгородского государственного университета Анатолий Гавриков (Россия).

В докладах выступающих были раскрыты пути организации гетерогенной среды в университетах Германии и России; представлены результаты исследования миграционных процессов в Европе и, в частности, специфика отношения коренного населения Германии к мигрантам, сложившегося в течение последних лет  (проблемы этнической и религиозной совместимости, гражданства, безопасности, предотвращения террора и др.); проанализированы основные проблемы инклюзии (разумной и абсолютной толерантности, гетерогенности, менеджмента многообразия среды); осбоснованы различные аспекты сенситивной педагогики, направленной на развитие умений взимодействовать в гетерогенной среде.    

Работа Конгресса получилась весьма насыщенной и плодотворной.  Живой интерес вызвала состоявшаяся после пленарного заседания панельная дискуссия с участием представителей университетов из различных стран –  проф.  Вольфганг-Уве Фридрих (г. Хильдесхайм, Германия), проф. Ольга Гуренко (г. Бердянск, Украина), проф. Эльке Хильдебрандт (Швейцария), проф. Евгений Кодин (г. Смоленск, Россия), проф. Андрей Монастырный (г. Минск, Беларусь), проф. Илзе Микельсоне (г. Лиепая, Латвия). Ученым в первую очередь было предложено дать ответ на следующий волпрос: “В чем проявляется многообразие в образовании в вашей стране и в вашем опыте?”. 

03-10-19

Примечательно, что принять участие в обсуждении рассматриваемых проблем могли все присутствующие в зале. Модератор панельной дискусиии – проф. Ирина Колесникова (г. Санкт-Петербург, Россия) – предложила всем участникам дискуссии задуматься над рядом вопросов, отражающих проблемы осуществления инклюзиии в системах образования разных стран. Бурные дебаты вызвали следующие вопросы: “Как связано представление о разноообразии с понятиями “демократизация” и “интернационализация” образования?”; “Есть ли пределы роста разнообразия в образовательном протсранстве и есть ли мера (границы) демократизации?”; “Готовы ли сегодня педагоги к работе в условиях разнообразия?”; “Что мы можем сделать (как члены МАГО) и что каждый педагог может сделать, чтобы успешно работать в условиях разнообразия?”.

Первый день Конгресса завершился заседением-отчетом, посвященным 20-летию Международной академии гуманизации образования.

03-10-20

Второй и третий день Конгресса проходили в режиме работы пяти тематических секций.

Сотрудники нашего университета приняли участие в работе секции III a, где были представлены следующие доклады: «Сопровождение студентов-инофонов в инклюзивной среде вуза» (Алексей Подобин и Ольга Щербинина, г. Кострома, Россия), «Методология исследования сущности и содержания профессиональной идентичности педагогов вузов» (Аусма Сиона, г. Рига, Латвия), «Стратегии формирования инклюзивной среды в современном вузе» (Петр Петряков, г. Новгород, Россия), «Развитие креативности студентов как образовательная стратегия современной университетской подготовки» (Ирина Малахова, г. Минск, Беларусь), «Многообразие как проблема образовательного менеджмента» (Роза Шерайзина, г. Великий Новгород, Россия), «Стратегия управления многообразием в адаптации образовательных систем к вызовам маргинализации общества» (Галина Нестеренко, г. Киев, Украина), «Биографическое измерение содействия стрессоустойчивости в школе. Результаты междисциплинарного исследования условий защиты в школе и на уроке» (Мануэла Дирс, г. Пайне, Германия), «Социальное здоровье обучающихся в гетерогенной образовательной организации» (Лариса Байкова, г. Рязань, Россия), «Теоретико-методологические основы подготовки студентов к научно-педагогической среде» (Веслав Турковский, г. Витебск, Беларусь), «Сотрудничество в детском саду как педагогическое средство для развития» (Анна Лидума, г. Рига, Латвия), «Вклад системы образования в решение проблемы социального неравенства» (Светлана Цимбал, г. Киев, Украина), Ирина Донина (Новгород, Россия), «Синергетический подход – ключ к многообразию» (Иева Вевере, г. Рига, Латвия), «SIOLL – электронная книга для слепых» (Айдар Фахрутдинов, г. Тюмень, Россия).

В рамках секции был также представлен доклад, подготовленный учеными УО МГПУ им. И.П.Шамякина: «Организационная модель социализации различных гетерогенных групп в условиях инклюзивной среды университета» (Валентин Валетов, Николай Лебедев, Татьяна Палиева, Ирина Журлова, г. Мозырь, Беларусь). В выступлении представителей нашего университета были обоснованы критерии многообразия образовательной среды в учреждении высшего образования, выделены типологические группы студентов в гетерогенной среде, проанализированы результаты проведенного на базе УО МГПУ им. И.П.Шамякина исследования образовательных потребностей выделенных типологических студенческих групп, представлена организационная модель социализации студентов  в инклюзивной среде, разработанная с учетом вышеназванных аспектов и имеющая поэтапный характер. Представленная информация вызвала живой интерес у участников секции, о чем свидетельствовали задаваемые докладчику вопросы.  

 03-10-22

В третий день работы Международного Конгресса участники получили возможность посетить разнообразные образовательные организации г.Хильдесхайма и познакомиться с практическим опытом реализации инклюзивного образования. Наша группа побывала в средней школе Robert-Bosch-Gesamtschule, где обучаются не только немецкие дети, но и дети мигрантов.

03-10-2303-10-23-1

Данная школа уже в течении длительного времени реализует социальный проект Besuch Lekrimuni, который направлен на оказание гуманитарной помощи жителям удаленных территорий Танзании. Lekrimuni Karansi расположен у подножья горы Килиманджаро.

03-10-24

Там на собранные учащимися средства и их силами построен медицинский пункт. Ежегодно 12 учащихся школы и 2 преподавателя выезжают в Африку для осуществления непосредственной помощи всем нуждающимся. Учащиеся работают на ферме Kilari, в школе и медицинском пункте.

Темой данного проекта пронизана вся школьная атмосфера. Сразу у входа гостей встречают чемоданы.

03-10-25

Это гуманитарная акция «Собери чемодан», направленная на сбор средств для жителей Танзании. «Птица желаний» поражает разнообразием желаний учащихся школы, от самых простых до очень масштабных.

03-10-26

В холле школы смоделирован уголок, где представлена флора и фауна Африки.

03-10-2703-10-27-1

Заслуживают внимания и отдельные аспекты обучения, применяемые в школе Robert-Bosch. Так каждый учащийся в течении учебного года должен разработать и представить хотя бы один научный проект. Лучшие работы выставляются на конкурс.

03-10-28

Прямо в длинном центральном коридоре школы выставлены таблички с названиями лучших научных проектов учащихся. Там же мы встретили и небольшие тематические ширмы «Больница», «Кафе» и др. Они служат для проведения зачетных занятий по английскому языку в виде сюжетно ролевых игр.

И, наверное, приятно заниматься в классе на свежем воздухе, если погода солнечная и теплая?

03-10-29

Закончилась работа Международного Конгресса экскурсионной программой в старинные города Германии – г. Вернигероде и г. Гослар (земля Нижняя Саксония), которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Старинные здания, замки, костелы, великолепные скульптуры, необычные фонтаны, узкие извивающиеся улочки, а главное – история этих объектов – все это вызвало неподдельный интерес и восхищение.

03-10-3003-10-3103-10-3203-10-15

Дополнительная информация