Филологический факультет
Адаптация первокурсников
- Подробности
- Опубликовано 31.10.2012 08:43
На первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично студент, окончивший среднюю школу на «отлично», на первом курсе не сразу обретает уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.
Адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения.
Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение нового социального статуса требует и выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать этому статусу. Такой процесс приспособления может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность и он не может не только вырабатывать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Адаптация первокурсников к обучению в вузе имеет свои особенности. Выделяют несколько этапов адаптации.
Предадаптация – приспособление к будущим, воображаемым ситуациям, становление психологической установки на адаптацию.
Дезадаптация – личность на этом этапе отвыкает от привычных условий жизни, в которых находилась сих пор.
Реадаптация – заключается в переходе от одних, когда-то новых, а теперь уже ставших привычными, условий к другим.
Со студентами-первокурсниками в октябре был проведен мониторинг «Адаптация к обучению в вузе», получены следующие результаты: 91% студентов полностью адаптировались к обучению в вузе, 8% – частично, у 1% опрашиваемых адаптация проходит в тяжелой форме (учебная загруженность, усталость после занятий и т.д.).
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая, должна быть не только у студентов, но и у преподавателя. Студенту нужно научиться самостоятельно находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной цели, а преподавателю – создавать для этого условия.
Адаптация студентов педагогического вуза заслуживает особого внимания. Проблема адаптации молодежи более актуальна, когда речь идет о будущем учителе. Именно от того, как подготовлен молодой специалист, зависит уровень подготовки и развития его учеников.
Большую помощь в адаптации студентов могут оказать кураторы академических групп. Они не только знакомят с университетом (библиотека, читальные залы, музей, идеологический центр, социально-педагогическая и психологическая служба), но также выслушают, поддерживают, помогают в разрешении ряда проблем.
Советы кураторам академических групп:
1) создавайте условия для развития самостоятельности в поведении студентов. У них непременно должны быть обязанности, за выполнение которых они несут ответственность;
2) несмотря на кажущуюся взрослость, первокурсник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны преподавателей, воспитателей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях студенческой жизни;
3) если Вас что-то беспокоит в поведении студента, его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к специалистам.
Основной целью создания психолого-педагогических условий адаптации является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявления индивидуальности. Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.
Вы всегда можете обратиться в социально-педагогическую и психологическую службу, действующую в общежитии №1.